История становления конфликтологии в США
Основоположником американской конфликтологии в специальной литературе принято признавать известного социолога немецкого происхождения, Льюиса Козера, автора теории социологии конфликта – одной из наиболее распространенных на западе конфликтологических концепций.
Основополагающей идеей названной концепции выступил тезис о позитивной роли конфликтов в жизни общества. Кроме того, в своих работах Л. Козер обращал внимания на следующие аспекты теории конфликта:
- Межличностные и групповые конфликты выступает неотъемлемой составляющей социальной жизни человечества, поскольку невозможно преодолеть базовую причину их возникновения – дефицит материальных благ, территории, власти, и т.д. Иными словами, конфликтная напряженность, время от времени перерастающая в полноценный конфликт, будет существовать ровно столько, сколько будет существовать само общество;
- Несмотря на обозначенную выше характерность конфликта для любого человеческого общества в демократическом и недемократическом обществе соответствующие конфликты выполняют разные функции. Так, в первом случае, в рамках «закрытых» (в т. ч. тоталитарных) социумов конфликты носят разрушительный характер, поскольку общество по своей структуре разделено на две противоположных лагеря. В свою очередь в «открытых» обществах конфликты способны приводить к позитивным изменениям, поскольку их разрешение происходит конструктивным путем с поиском устраивающего стороны конфликта компромисса;
- Конфликтология как наука призвана выполнять множество задач, базовой из которых выступает задача выработки рекомендаций по максимизации позитивных начал социального конфликта.
Биография Л. Козера как основоположника американской конфликтологии
Льюис Альфред Козер родился 27 ноября 1913 г. в Берлине, в семье банкира. Еще во время обучения в школе Л. Козер стал активным сторонником левого движения в Германии, что характеризует его как политически активного гражданина, не равнодушного к проблемам общества. Однако после прихода нацистов в 1933 г. к власти в Германии Л. Козер принял решать уехать во Францию.
Получив после нескольких лет жизни в Париже право на постоянную работу Л. Козер занял должность во французском представительстве одной из американских брокерских фирм, а также стал посещать учебные занятия в Сорбонне, первоначально отдав предпочтения сравнительному литературоведению – во много выбор был обусловлен хорошими познаниями Л. Козера не только немецкого, а также французского и английского языков.
Впоследствии, начав работу над собственной диссертации, важное место в структуре которой должен был занять раздел об изучении влияния социальной структуры общества на формирование специфики национальной литературы, Л. Козер столкнулся с критикой со стороны своего научного куратора, поскольку вопросы социальной структуры не входили в предмет литературоведения, являясь частью социологической науки.
Именно в связи с названным обстоятельством, Л. Козер принял решение о смене специализации и стал углубленно изучать социологию.
Однако, к сожалению, в 1941 г. научная деятельность Л. Козера была вынужденно приостановлена – по приказу французского правительства Козера поместили в трудовой лагерь на юге Франции, что послужило поводом к эмиграции в Соединенные Штаты Америки.
Получив американское гражданство в 1948 и желая продолжить процесс обучения, Л. Козер поступил в Колумбийский университет, а также получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета, что позволило ученому не только углубить собственные познания в сфере социологии как науки, так и познакомиться с широким спектром подходов и точек зрения, существовавших в доктрине.
Окончив образование в Колумбийском университете, Л. Козер 15 лет преподавал в Брандейском университете (г. Бостон), где основал факультет социологии, после чего перешел в Университет штата Нью-Йорк, ставшем местом работы ученого вплоть до своей отставки в 1987. После отставки ученый с семьей переехал в Кембридж, где прожил до 89 лет.
Понятие, функции и виды социального конфликта в работах Л. Козера
В работах Л. Козера закономерно было предложено собственное определение социального конфликта, под которым по мнению ученого надлежало понимать следующее:
Социальный конфликт – это специфичная форма социального взаимодействия, выражающаяся в определенном противостоянии различных субъектов (групп субъектов), которая при наличии определенных условий может иметь для общества не только негативные, но и позитивные (конструктивно-интегративные) последствия.
На основании вышизложенного Л. Козер писал в своих трудах о том, что социальный конфликт способен выполнять в обществе целый комплекс разнообразных функций:
- Способствование достижению единства и сплоченности различных социальных групп;
- Стимулирование появления стабилизирующих ситуацию в обществе решений;
- Создание различных групп и ассоциаций, как элемента гражданского общества;
- и т.д.
Помимо прочего, в своих трудах Л. Козер говорил о целесообразности выделения двух основных видов социальных конфликтов:
- Реалистические конфликты – являются способами достижения конкретных целей, например, связанных с получением тех или иных социальных благ;
- Нереалистические конфликты – возникающие преимущественно в связи с человеческой потребностей в снятии напряженности у одной или обеих сторон конфликта. Соответственно для данной категории конфликтов достижения определенных целей не является принципиальным.
При этом, независимо от вида социального конфликта для его завершения необходима обоюдная активность участвующих сторон – противоборствующие субъекты должны иметь намерение заключить определенное соглашение, содержащее правила и нормы их последующего поведения по отношению друг к другу относительно предмета разрешенного конфликта.