Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конфликты по вертикали

Понятие конфликтов по вертикали

Определение 1

Конфликты по вертикали – это конфликты между руководителями и подчиненными. Их урегулирование подразумевает решение вопросов:

  • эффективности управления;
  • авторитетности руководителя;
  • оптимизации климата в коллективе, в том числе удовлетворения социально-экономических потребностей работников.

Нередко между подчинённым и руководителем возникают конфликты в силу определенных причин. Причины конфликтных отношений руководителя и работника можно разделить на две группы:

  • объективные;
  • субъективные.

Условия и способы <a href=предупреждения конфликтов по вертикали. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Условия и способы предупреждения конфликтов по вертикали. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Объективные причины конфликтов по вертикали

Необходимо проанализировать объективные причины конфликтов данного типа:

  • Наличие субординации. Начальник и подчиненный должны соблюдать требования субординации, которые вытекают из функциональных обязанностей каждой из сторон. Субординация характеризуется двумя моментами: функциональным (офисным, формальным) и личностным (неофициальным, неформальным). В первом случае руководитель дает подчиненным указания, а во втором – направляет их. Но и в первом, и во втором случае подчиненный должен выполнить указание. Взаимоотношения в коллективе зависят от индивидуальных психологических особенностей каждого из коллектива, личностных отношений в звене руководитель-подчиненный, характера, темперамента, способностей каждого из коллектива, уровня деловых и моральных качеств, а также наличием симпатии или антипатии по отношению к руководителю и членам коллектива.
  • Различие диапазона обязанностей и возможнностей. Противоречия, которые возникают между руководителем и подчиненным, происходят по причине того, что у данных категорий лиц различный диапазон обязанностей. Так, подчиненный должен выполнять указания начальника, то есть должен подчиниться. Однако на сегодняшний день практически ни один работник не выполняет указания и распоряжения своего руководителя в полном объеме. Это происходит по причине конфликтов в коллективе. Кроме того, реализация тех или иных задач зависит от субъективного восприятия поставленной задачи работникам, в силу чего и возникают конфликты. Конфликты в рабочей сфере неизбежны. Например, А. Анцупов указывает, что в коллективах возникает до 77% конфликтов, Б. Науменко - до 60%, а Е. Кузьмин рассчитал 80% конфликтов, возникающих в коллективе.
«Конфликты по вертикали» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Работа в системе «человек – человек», в принципе, конфликтна по своей природе. Из всех существующих типов деятельности данная сфера наиболее конфликтна и связана с особенностью взаимодействия и особенностью восприятия информации людьми. Например, очень часто конфликты возникают в педагогической сфере, в военной сфере, в деятельности работников правоохранительных органов, в сфере обслуживания и сфере руководства, в работе журналистов и так далее. То есть, основные конфликты происходят там, где людям приходится взаимодействовать друг с другом в решении сложных задач.

Субъективные причины конфликтов по вертикали

Основная часть конфликтов разделяется по своему предмету и деятельностному содержанию. Так, примерно 96% конфликтов между руководителями и подчиненными возникает по причине их совместной деятельности. Конфликты по вертикали связаны:

  • с качеством деятельности работников – в 39%случаев,
  • с низкой оценкой результатов работы – в 8% случаев,
  • с введением инновационных способов работы – в 6% случаев.

Кроме того, конфликты между субъектами носят личностный характер и возникают из-за негативного субъективного отношения друг к другу, например, в силу личной антипатии, неприязни. Наличие конфликтов не исключает наличие деловых отношений между субъектами.

Частота возникновения конфликтов в коллективе связана с интенсивностью совместной работы субъектов. Например, если в организации идёт проверка, около 60% конфликтов происходит по вертикали. В остальное время могут возникать и другие виды конфликтов. С точки зрения конфликтологии наиболее спокойным месяцем для руководителей и подчинённых считается июнь, когда многие уходят в отпуск. Наиболее конфликтными являются май и январь. Также высоким уровнем конфликтности отличаются периоды, в которые необходимо сдавать определённые виды отчетности.

В организации имеются непосредственный и прямой руководитель. Между непосредственным руководителем и подчиненным происходит более 53% конфликтов. На долю взаимоотношений прямого руководителя и подчиненных приходится чуть больше 42% конфликтов. Особенно часто конфликты происходят там, где подчиненный и начальник примерно равны по служебному положению, например, в сфере военной службы. Чем больше статусная дистанция, тем меньше частота возникновения конфликтов.

Разбалансированность рабочего места также влияет на уровень конфликтов. Под рабочим местом понимается не стол, за которым работает сотрудник, и не техническое оборудование, а совокупности функций и средств, которыми наделяется работников для выполнения определенных задач. Функции выливаются в права и обязанности, а также ответственность за их выполнение. Здесь же реализуются право и власть. Все элементы работы должны быть сбалансированы, для того, чтобы организация успешно функционировала. Права и обязанности должны уравновешивать друг друга, иначе будет возникать дисбаланс. Ответственность должна обеспечиваться надлежащими способами, иначе меры ответственности не будут иметь какой-либо силы.

Конфликт возникает тогда, когда в адрес подчиненного поступает множество указаний от нескольких начальников, отчего он вынужден отделять одни требования от других по важности, ругаться с непосредственным руководителем, хвататься за все подряд, отказываться от выполнения в части указаний и распоряжений, что неизбежно ведет к конфликтам. Если у непосредственного руководителя имеется более 7-8 подчиненных, ими уже достаточно трудно управлять. Руководитель должен быть социально и профессионально адаптирован к своей должности управленца, иначе его ждет неудача. Он должен уметь охватывать все управленческие решения с целью эффективной реализации той или иной задачи.

Дата последнего обновления статьи: 28.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot