Конфликты и психология
Анализ конфликтов является одним из самых актуальных вопроса психологии, которая, в свою очередь, занимается изучением поведения людей, их мотивов и целей.
Кроме того, наибольшее количество трудов по изучению конфликтов написано именно учеными-психологами. Более четверти публикаций на эту тему подготовлено в сфере психологии.
Задачи психологов – проанализировать содержательное понятие конфликта, его логику. На сегодняшний день психология не имеет четко сформулированного понимания сущности конфликта. Разные авторы трактуют его по-разному, иногда ситуационно. Самое распространенное определение: конфликт – это столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт рассматривают как ситуацию, из которой нет выхода, тип конкуренции.
Психологи определяют следующие сущностные черты конфликта:
- наличие противоречий между субъектами, сопровождаемое отрицательными эмоциями;
- противодействие субъектов;
- негативное отношение субъектов друг к другу.
Кроме того, среди причин конфликтов могут выделяться как субъективные, так и объективные причины. Однако психологов больше интересуют субъективные причины, то есть вытекающие из психики человека.
Проблема эволюции конфликта также впервые рассматривалась именно в психологии. Именно из психологии вытекают основные классификации конфликтов, которые крайне разнообразны.
Так, именно структурные компоненты конфликта определяют его содержание. К ним относят следующие элементы:
- объект и предмет конфликта;
- личность субъектов, участвующих в конфликте;
- обстановка в стране, регионе, а также в локальном месте жительства;
- условия работы и жизнедеятельности человека;
- наличие социального обеспечения жизнедеятельности;
- важную роль играют также потребности личности, которые не всегда могут быть реализованы.
Рисунок 1. Понятие конфликта в психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функции конфликтов с точки зрения психологии
Функции конфликтов – это комплекс задач, которые реализуют конфликты в жизнедеятельности субъектов, между которыми они возникают.
Функции принято делить на две категории:
- конструктивные;
- деструктивные.
Конструктивные сопровождаются контролем со стороны человека, они ведут не только к положительному разрешению конфликта, но и к приобретению выгоды обеими сторонами, участвующими в конфликте.
Конфликты характеризуются разрушительной, негативной силой конфликта, в силу которой между сторонами возникают негативные эмоции, а принятые решения не ведут к положительному результату и разрешению тех противоречий, которые имеются между сторонами.
Как правило, конфликты являются смешанными, так как могут нести в себе и конструктивные, и деструктивные признаки. Именно поэтому конфликт оценивают по тому началу, которое наиболее преобладает. Функциональность конфликта также может изменяться в зависимости от стадии его протекания.
Функционал конфликта также зависит от информационной составляющей. Информация в конфликте может быть представлена определенными моделями развития той или иной ситуации, а также информационной средой, в которой протекает конфликт.
Функция конфликта – это создание объективных и субъективных предпосылок для разрешения имеющихся противоречий между сторонами.
Психологи определяют психологическую индивидуальность человека, индивидуальные эмоции и чувства, которые переживает объект. Именно по причине различия желаний, эмоций, чувств, целей, потребностей и мотивов возникают конфликты, которые выступают не только в качестве негатива одной стороны развития общества, но и движущей силой эволюции, непрерывным развитием человечества, без которой невозможна жизнь.
Функционал позволяет определить методы диагностики и исследования конфликта, их реализуют ученые различных сфер. В настоящее время для разрешения и изучения конфликта используются практически все методы психологии, а также методики других наук, которые позволяют определить наличие конфликта в той или иной конкретной ситуации. Перспективы изучения конфликтов зависят также от изучаемых объектов, стадий протекания конфликта, объекта спора и так далее.
Психологи изучают различные сферы возникновения конфликтов, так как конфликты могут возникать в сфере различных отношений, возникающих между людьми. Так, изучаются конфликты в следующих областях человеческих взаимоотношений:
- в трудовых коллективах;
- в научной сфере;
- в деятельности правоохранительных и судебных органов;
- в армии;
- в спорте;
- в пенитенциарной среде;
- в сфере семейно-брачных отношений, особенно в области взаимоотношений родителей и детей и так далее.
Конфликты могут возникать на различных стадиях развития человека:
- дошкольный возраст;
- школьный возраст;
- подростковый возраст;
- молодежный, студенческий возраст и так далее.
Источники исследования конфликтов в психологии
Психологов интересуют не только источники конфликтных ситуаций, но и причины, вызывающие конфликт. Обобщая их разнообразие, его можно свести к следующим группам:
- Распределение ресурсов, в том числе материальных, технических, рабочих и так далее. Данная проблема особенно актуальна в условиях дефицита перечисленных ресурсов.
- Проблема при решении поставленных задач. Особенно часто конфликты возникают в тех группах, где деятельность одного человека определяет общее состояние другого человека или группы людей. Но по данной причине конфликты могут возникать на фоне жесткой специализации, например, правоохранительных органов, вооруженных сил, где каждое подразделение ориентировано на выполнение своих собственных задач, имеет свой собственный функционал.
- Различные ценности, мотивы, интересы. Часто при возникновении конфликта люди отказываются объективно оценивать ситуацию, они смотрят на нее через призму своих личных интересов, находясь в поиске решения, которые буду благоприятными, прежде всего, для них.
- Различия в жизненном опыте, манере поведения, доминирование одной личности на другой.
- Отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность сотрудников, подготовку кадров, должностных инструкции, определяющих порядок передачи информации сотрудникам и такая так далее.