Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Барьеры коммуникативного взаимодействия как основа социального конфликта

Барьеры коммуникативного взаимодействия

Конфликты возникают из-за существующих коммуникативных помех, искажений и барьеров, которые имеют место в общении между людьми. Существует ряд барьеров, которые присутствуют в коммуникациях и мешают людям общаться между собой:

  • Ошибки восприятия. Они возникают из-за того, что человек ходе восприятия информации, в ходе общения непроизвольно выделяет те моменты, которые адресовано лично ему. Отсюда идёт искажение информации, которую передает адресат, что порождает непонимание между людьми, приводя к конфликту.
  • Логические ошибки. Возникают из-за различных особенностей мышления у людей, приводит к непониманию между людьми.
  • Стилистические ошибки. Речь человека и формы её подачи могут не соответствовать друг другу, например, если неудачно выбран стиль речи. Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо придерживаться некоторых правил общения.

Одним из правил общения является построение рамок. Данное правило заключается в том, что начало и конец любой коммуникации, особенно в сфере делового пространства, должны быть четко очерчены. Ведь человек, как правило, запоминает только начало и конец разговора.

Замечание 1

В некоторых случаях также применяются правило «цепочки», подразумевающее, что сведения, которые сообщают оппоненту, должно быть чётко выстроены в логической последовательности, а не разрознены.

Правила коммуникативного взаимодействия

В начале речи необходимо уметь заинтересовать собеседника, привлекая его внимание различными, интересными факторами, применяя афоризмы, предоставляя пример, а затем уже переходя к основным положениям. После того как речь оппонента выстроена, необходимо послушать возражения на неё, а также ответить на возникшие вопросы и обязательно резюмировать, то есть закончить речь. Психологи рекомендуют составлять свою речь из коротких предложений, около 5-9 за раз. Такая речь лучше запоминается собеседником.

«Барьеры коммуникативного взаимодействия как основа социального конфликта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Наличие статусных ошибок и диспозиционных ошибок также влияет на восприятие. Данные ошибки возникают из-за различия в профессии, в социальном статусе, в ином статусе между субъектами. Различный уровень жизни, наличие образования, воспитания и культуры, а также разного социального положения способствуют недопониманию друг другу в каких-либо областях. Например, руководитель может не понять подчинённого в силу разного статуса.

Смысловые ошибки также встречаются в общении. Они возникают в процессе общения тогда, когда слово или фраза могут иметь несколько значений и оттенков. Например, слово «собака» каждый человек воспринимает по-разному, кто-то ассоциирует данное слово только с животным, а кто-то может усмотреть в нём оскорбление лично для себя.

Негативные последствия имеет использование неприятных слов и выражений. Подобная тактика недопустима в межличностных отношениях, однако, встречается в ряде случаев. Например, оппонент может сказать собеседнику, что трус, лентяй или предатель. В этом случае неизбежно возникнет конфликт.

Собеседники нередко преждевременно оценивают друг друга. Часто люди воспринимают другого человека сразу, на первый взгляд, воспринимая в нем только то, что хотят увидеть. В последующем субъект разочаровывается в своем оппоненте, что также приводит к конфликту, а преждевременная оценка собеседника только ухудшает ситуацию.

Прямое толкование метафор – очередной негативный фактор. Часто мы используем выражения, которые носят метафорически характер. Они, как правило, нейтральны по-своему характера, при желании собеседник может усмотреть них негативную информацию, что-то обидное для себя. Разрешить конфликт в данном случае можно лишь при использовании обратной связи, напрямую обращаясь к собеседнику и пытаясь распознать, как же он воспринял ту или иную фразу. Использование таких выражений, как «всегда» и «никогда», способны нанести серьезный вред общению. Оперируя данными словами, можно нарушать логику общения, что приведёт к утрате контакта между людьми

Нередко собеседники стремятся приписать своему сопернику какие-либо мысли и намерения. Однако даже если оппонент прочитает мысли другого человека правильно, высказывание их вслух воспринимается негативно, как способ унизить другого человека, оказать на него давление.

Осторожно следует использовать непрямые приказания. В жизни достаточно мало ситуаций, когда один человек может отдавать приказ другому. Необходимо использовать просьбу или рекомендацию, которая обращена к собеседнику, кем бы он ни был, ребёнком, подчинённым, пациентом или иным лицом. Подобная тактика вызовет меньшее внутреннее сопротивление, чем приказ. Кроме того, подобные фразы достаточно больно «бьют» по самолюбию.

Фонетические барьеры в конфликте

В речи часто присутствуют фонетически ошибки, используются повторы слов, слова-паразиты. Все эти огрехи отвлекают внимание собеседника, раздражают его, в результате чего он неправильно воспринимает и понимает речь. Чтобы устранить данный барьер, необходимо следовать следующим правилам:

  • Необходимо ясно выражать свою идею, то есть рассказать, что вы хотите донести слушателю.
  • Говорите коротко, используйте доступные для восприятия и понимания слова.
  • По возможности необходимо делать свой голос более выразительным, использовать паузы в речи.
  • Собеседнику необходимо быть готовым к тому, что во время общения его могут не понять, потому нужно уметь разъяснять свои мысли.
  • Уметь избегать неопределённости, расплывчатых и двусмысленных фраз, не применять профессионализмы.
  • Необходимо анализировать невербальные сигналы собеседника, его мимику, жесты и т.д.
  • Оппоненту требуется говорить на языке собеседника, совмещая поле интересов с опытом партнёра, то есть необходимо говорить на языке адресата.
  • Необходимо правильно выбирать место и время коммуникации, то есть место и время проведения переговоров.
  • Собеседник должен быть готовым к пересмотру своей точки зрения, не придерживаясь её строго, быть готовым к обсуждению возникших проблем.
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot