Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ коммуникативной ситуации

Понятие коммуникативных ситуаций

Общение между людьми бывает эффективным тогда, когда собеседники знают, как управлять коммуникативной ситуацией, в рамках которой они находятся. Общение между людьми далеко не всегда стабильно. Однако партнёры должны уметь общаться друг с другом, адекватно реагировать на изменения в общении, уметь проявлять собственные эмоции.

Коммуникативная ситуация складывается из таких компонентов, как общение и коммуникация. Между ними есть как похожие черты, так и различия:

  1. Общение представляет собой речевой акт между личностями, при котором происходит обмен информацией между партнёрами, а также выражение эмоционального отношения к ситуации.
  2. Коммуникация также ориентирована на чувства и переживания субъектов, однако предполагает наличие деловых отношений в процессе обмена какими-либо сведениями.
Замечание 1

Различие между данными понятиями заключается в том, что первое из них отражает психологические аспекты взаимодействия людей друг с другом, а второе относится к технике взаимного обмена информацией.

Получая ту или иную разнообразную информацию, общаясь друг с другом, человек через различные каналы развивается как личность, приобретает жизненный опыт, познавая мир, а также обучаясь использовать его блага. Кроме того, люди учатся говорить научным языком, устанавливать коммуникативные связи с окружающими, реализовывать собственные интересы, а также распознавать собственные мотивы.

Для того чтобы между людьми произошло обмен информацией, требуется как минимум два участника процесса. Первый должен отправлять информацию и быть инициатором коммуникации, а второй – получать данную информацию. Кроме того, необходимо, чтобы она была правильно принятая и истолкована лицом, которому она должна быть адресована. Отправитель должен позаботиться о доступности данной информации с учётом возраста, уровня образования и степени интереса человека к предмету. Необходимо выбрать верный способ кодирования информации, то есть её шифрования в циферно-буквенном обозначении. Кроме того, выбору подлежит и канал передачи информации. Закодировать информацию можно с помощью рисунков, писем, фотографий, схем, таблиц, а также с применением устной речи. Множество информации можно сказать мимикой, жестами, голосовой интонацией, особенностями поведения, а также одеждой, внешним видом человека.

«Анализ коммуникативной ситуации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Каналы передачи информации следующие:

  • телефон;
  • телеграф;
  • почта;
  • средства массовой информации;
  • личное общение.

Когда одно лицо получает информацию, оно её расшифровывает, после чего при необходимости само становится отправителем, если направляет ответ на данную информацию. Коммуникативный процесс может быть как односторонним, когда, например, направляется приказ, так и двусторонним.

Виды коммуникативных ситуаций

Коммуникативная ситуация представляет собой сочетание различных обстоятельств в рамках возникшей коммуникации между людьми. Выделяют следующие виды коммуникативных ситуаций:

  • благоприятные и неблагоприятные;
  • краткосрочные и долгосрочные;
  • управляемые и не управляемые;
  • изменяемые и стабильные.

Анализируя коммуникативную ситуацию, можно заметить, что её характер зависит от состава участников, их взаимоотношений, целей, средств и способов общения, выбора места общения, а также иных факторов. Например, в общении может быть избран дружеский, враждебный, нейтральный, официальный тон и т.д.

Изменяя один или несколько показателей, можно изменить всю ситуацию общения в целом. Это приводит к тому, что участники либо достигают поставленных перед ними целей, либо наоборот, не понимают друг друга.

Общение должно быть личностно ориентированным. Стать таковым оно может исходя из методов, которые стороны выбрали для достижения поставленных целей. Как правило, личностное общение ориентировано на формирование у человека собственных переживаний по какому-либо поводу, в ходе которого производится также обмен мнениями, эмоциями и знаниями. Подобная категория общения может возникнуть у ребёнка, ученика, работника, студента, пациента и т.д. Коммуникации могут строиться в различных сферах, например, в медицинской, образовательной, культурной, социальной и т.д.

Социально-ориентированное общение

Данная коммуникация заключается в том, что в основе ее лежат объективные, а не субъективные факторы. Цель данного общения – воздействие на членов общества с помощью общепринятых правил и норм. Например, данный вид взаимодействия существует между членами трудового коллектива, между руководителями и подчинёнными, реализуясь через письменные указания, приказы, распоряжения, докладные записки.

Например, на работе необходимо соблюдать служебный этикет, который требует выбора вербальных и невербальных средств общения. Кроме того, выбирается его стиль, цели, длительность с учётом существующей обстановки. Коммуникативная ситуация зависит также от отношений начальника и подчинённого. Например, в рамках работ может быть исключена фамильярность, которая иногда допустима в неформальной обстановке.

Для того чтобы служебный этикет был соблюдён, требуется выбор и вербальных и невербальных средств общения. Например, в рамках совещания и общих собраний требуется соблюдение регламента выступлений и длительности регламента, а также практической обоснованности выступлений. Руководитель, который заботится о развитии своего коллектива, всегда находит средства повышения коммуникаций, повышение уровня культуры и членов своего коллектива с учётом служебного и межличностного общения.

Человек в течение своей жизни также попадает в различные коммуникативные ситуации, а также регулярно создает их сам. Для того чтобы избежать проблем в коммуникации, он должен внятно, чётко, доступно говорить, грамотно доносить свои мысли. Уровень общения является показателем его собственной культуры, а также показателем уважения к партнёру, с которым человек общается. Очень много проблем возникает из-за коммуникативных барьеров, то есть так называемых «шумов». «Шумы» предполагают, что на разных стадии между людьми возникают обиды, недоразумения, недоговорённости, что мешает нормальному развитию коммуникаций.

Коммуникативная ситуация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Коммуникативная ситуация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot