Появление письменности
Письменность на Руси появилась с принятием христианства. Заслуга создания славянской азбуки принадлежит византийским миссионерам Кириллу и Мефодию во второй половине $IX$ века. Хотя к восточным славянам монахи Кирилл и Мефодий отношения не имели, так как их деятельность распространялась на Моравию, на Руси они стали очень почитаемы, кроме того, их считают просветителями всех славян.
Кирилл и Мефодий создали алфавит глаголица, а известная и привычная для нас кириллица была создана немного позднее. Наука на данный момент признает автором кириллицы ученика Кирилла Климента Охридского. Климент был болгарином, следовательно, кириллица впервые распространилась в Болгарском Царстве. Кириллическая азбука создана на основе глаголицы и греческого алфавита.
С распространением христианства в Древнерусском государстве приняли кириллическую азбуку. Хотя известны примеры использования глаголического письма. Но кириллица легче для восприятия и написания, более удобна в использовании, поэтому вскоре она полностью вытеснила глаголицу.
Распространение письменности привело к росту грамотности среди простого населения, умение писать поощрялось. Многочисленные находки берестяных грамот, а также так называемые граффити, выцарапанные надписи, в основном на внутренних стенах храмов, свидетельствуют о высоком уровне грамотности народа.
Теоретические особенности вопроса
В широком смысле понятия «древнерусская литература» включает в себя произведения с $XI$ по $XVII$ века.
В этой статье обратимся непосредственно к зарождению литературы на Руси в первые века существования государства.
Перечислим виды литературных памятников рассматриваемого периода:
- Летописи
- Хождения – описания путешествий
- Поучения – сочинения дидактического характера
- Жития – описания жизни святых
- Послания
- Тексты делового характера – договоры и пр.
- Собственно литературные сочинения
Древнейшие памятники русской письменности
Памятники письменности раннего периода Древнерусского государства в подавляющем большинстве погибли в результате пожаров или вторжений различных врагов.
Сохранившиеся памятники можно пересчитать по пальцам. Древнейшим является «Остромирово Евангелие». Название документа объясняется тем, что дьякон Григорий написал Евангелие в $1057$ году для новгородского посадника Остромира. Только очень богатый человек мог заказать индивидуальный список книги, поскольку это был долгий и дорогой труд. Следующими древнейшими памятниками являются «Изборник» 1073 года и еще один «Изборник» 1076 года. Оба были составлены для князя Святослава Ярославича и содержали различные переводные отрывки религиозно-философского характера.
Литературные памятники
Переводная литература стала основой для появления собственной литературной традиции на Руси. Ярчайший пример древнерусской литературы – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона середины $XI$ века. В этом труде в форме проповеди изложена патриотическая идея единого государства с описанием существующих на Руси проблем.
«Повесть временных лет» – главный и древнейший свод летописей. Условное авторство принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Сохранились другие труды Нестора – «Чтение» и «Житие Феодосия».
Светский труд «Поучение Владимира Мономаха» описывал образ идеального правителя.
«Моление» Даниила Заточника – политическое сочинение $XIII$ века, посвященное идее единого государства и сильной княжеской власти.
«Слово и полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы $XII$ века. Это одновременно памятник и художественной, и народной поэзии.
Итак, выделим особенности древнерусской литературы:
- Рукописный характер
- Анонимный характер литературы
- Историзм – следование фактам, даже описания фантастических вещей, как правило, являлись точным цитированием очевидцев «чудес».
- Патриотизм – вопросы жизни государства стояли во главе сюжетов
- Высокий моральный идеал человека
- Психологизм – глубокое погружение в характер и чувства героев