Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История древнерусской литературы

Определение 1

Летопись — это исторический жанр, который представляет собой погодовую запись исторических событий.

Особенности древнерусской словесности

История древнерусской литературы 11-13 веков часто рассматривается как первая глава современной русской литературы. Образы из летописей, из «Слова о полку Игореве» занимают свое место в отечественной культуре.

Главное отличие древнерусской словесности от художественной литературы современности заключается в предназначении. Основная задача художественной литературы – поднять читателя над обыденным миром. В сложных и интеллектуальных книгах это делается с помощью многопланового содержания и неожиданной формы. В произведениях «попроще» лихо закрученный сюжет с неожиданной, неочевидной развязкой. Некоторые мастера успешно сочетают и то и другое. Критики 19 века считали, что искусство обязательно должно быть полезным. Подобные суждения сегодня считаются устаревшими.

Книжная культура российского Средневековья – совсем другое дело. Книги и письменность на Руси появились после Крещения, поэтому их содержание и состав, прежде всего, определялись потребностями Церкви. Искусство ради искусства в глазах Церкви считалось делом опасным, так как оно способно притягивать внимание, соответственно, помогать дьяволу, который не откажется от случая отвлечь людей от молитвы и ввергнуть их души в соблазн. Чтобы такого не допустить, некоторые формы народных развлечений были запрещены церковными канонами (например, площадные комедии). Реализовать подобные запреты было довольно сложно, и скоморохи, трубы, русалии, гусли продолжали «переманивать» людей от Бога. При этом упоминания скоморохов в источниках домонгольского периода единичны. Словесность Древней Руси, знакомая современному читателю, – сугубо религиозна. Основная задача словесности – приносить духовную пользу. Подобная целевая установка, однако, не исключала изящество слога. Скорее, наоборот, божественные истины блистательны и сложны, и их невозможно излагать простым языком. Поэтому мысли выражались посредством сложных многоплановых сравнений. Например, автор конца 12-начала 13 веков Даниил Заточник, обращаясь к князю, сопоставляет себя с ягненком, «птицей небесной», травой, младенцем. Здесь общим является то, что все они зависят от милости свыше, и это милости от князя добивается и сам Даниил Заточник.

«История древнерусской литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Человечество уподоблялось храму Божьей премудрости, который держится на семи столпах – семи Вселенских соборах. Книги образно назывались реками, поящими Вселенную. Главным умением древнерусского книжника являлся подбор синонимов, и чем их было больше, тем лучше.

Замечание 1

К моменту Крещения знание иностранных языков не было редкостью. Древнерусская словесность в результате могла опираться на достижения византийской литературы, которая соединяла античную риторику и образность Священного Писания.

Многие авторы сочинений Церковью почитались как святые, что давало определенную гарантию точности и уместности заимствований. Однако подобный творческий метод ограничивал свободу литературного эксперимента. Но для религиозной культуры строгое следование образцам, освященным традицией, было наиболее подходящим.

Произведения древнерусской литературы

Важнейшими произведениями русской словесности 12-13 веков являются:

  • «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона;
  • «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора;
  • «Перенесены святые в церковь Святой Богородицы»,
  • «Повесть временных лет»,
  • «Князь Ярослав пошел войной на Литву»,
  • «Слово о слепце и хромце» Кирилла Туровского;
  • «Слово о полку Игореве».

«Слово о законе и благодати» было написано Илларионом еще до представления его на кафедру – в числе живых автор называет Ирину-Ингигерду, супругу князя Ярослава мудрого, которая умерла в 1050 году. Также Илларион говорит о церкви Благовещения на Золотых воротах, которая была построена в 1037 году. Соответственно, произведение было написано после 1037 года, но до 1050. Точнее определить время и обстоятельства создания памятника русской словесности не удается. Плохо известна и биография митрополита Иллариона.

«Слово» Иллариона состоит из трех частей. Сначала автор рассказывает о том, как человечество узнавало о пути спасения – сначала через Ветхий Завет, называемый в произведении «Законом», затем через Новый Завет – «Благодать». Автор при этом уделяет особое внимание богочеловеческой природе Христа.

Затем рассказывается, что Русь приобщилась к благодати христианства. В конце автор возносит хвалу Владимиру за Крещение Руси. В этой части подчеркивается, что Русь является мощным самостоятельным государством, а также то, что Владимир пришел ко Христу сам. Еще одним известным книжником 11 века был Нестор. Его знают как «летописца». Но между сочинениями Нестора и древними летописями есть ряд противоречий. Но вклад Нестора в древнерусскую агиографию не вызывает сомнений.

Первым агиографическим произведением Нестора было «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Под пером Нестора гибель Бориса и Глеба из эпизода местной политики превратилась в событие мирового масштаба, а святые – в покровителей христиан.

Затем Нестор реши написать о святом Феодосии Печерском. Он происходил из состоятельной семьи, но с самого детства отличался религиозностью. Феодосий сбежал в Киев, в монастырь. Тот монастырь, куда приняли Печорского, представлял собой пещеру, выкопанную в берегу Днепра. Но эта скромная обитель на несколько десятилетий стала центром монашеской жизни Руси, а Феодосий стал признанным лидером монашеского движения. Нестор сумел соединить традиционную форму агиографии и психологической точностью и достоверностью в изложении конфликтных ситуаций.

Такое же сочетание следования традициям и виртуозных описаний реальных конфликтов представляет древнерусская летопись. Задачей летописи было найти место Руси в замысле Провидения относительно человечества. Поэтому летописные рассказы всегда начинаются с повествования о народах на земле и о происхождении славян. Летопись не может закончиться, так как концом летописного дела может стать только Страшный суд.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot