Венецианские рыцари — это тяжелая кавалерия в венецианской армии.
История венецианских рыцарей
Несмотря на пехотную репутацию, у венецианцев была также неплохая тяжелая конница. Согласно правилам 1239 года каждый рыцарь был должен иметь одну боевую лошадь, две ездовых и троих оруженосцев. Поэт Петрарка в XIV веке писал, что «нация моряков» другие народы превосходит как на море, так и в седле. Чистокровных лошадей венецианские аристократы разводили в имениях на континенте, но также закупали многих животных в Венгрии и Германии. Среди всей рыцарской экипировки именно боевой конь являлся наиболее дорогим элементом. Уже в XV веке обычной практикой стало атаковать в первую очередь лошадей, а не седоков, поскольку замена коня представляла собой более сложную проблему, чем замена воина.
Остров Крит, входивший в состав Венецианской республики, разделялся на шесть районов, которые были названы по названию районов Венеции. Во всех районах выделялись ленные владения 132 рыцарей и 405 пеших сержантов. Большинство наделов перешли в руки венецианских поселенцев. На острове возводились укрепления, особенное внимание было уделено северному побережью. Позже выяснилось, что вопреки первым предположениям на Крите добиться успеха оказалось достаточно трудно. Многие венецианские рыцари даже в 1332 году оставались бедными и не могли обеспечить сами себя надлежащей экипировкой.
В XIV веке серия тяжелых поражений заставила венецианское правительство изъять из состава армии конницу и провести военную реформу. Реорганизованная тяжелая конница использовалась с успехом даже в XVI столетии.
Помимо страдиотов в составе венецианской армии были и другие типы легкой конницы. Легкая конница Венеции формировалась из числа жителей Италии. Легкая конница была в отличие от страдиотов хорошо экипирована и использовала другую тактику. Венеция фактически сыграла ведущую роль в формировании легкой западноевропейской конницы в эпоху Ренессанса.
Следует указать, что в Венеции действовал рыцарский орден Святого Марка, а сами венецианцы не могли без разрешения правительства вступить в иностранные рыцарские ордена.
В XVI веке тяжелая конница в пластинчатых доспехах уже становилась анахронизмом, но ее сохраняли в составе армии из соображений престижа и для того, чтобы не отпугивать аристократию от армии. Все попытки привлечения аристократии в легкую конницу имели лишь частичный успех. В то же время, агония тяжелой конницы была продлена после того, как каждый рыцарь был вооружен парой пистолетов.
Организация конницы
Тяжелая венецианская конница действовала небольшими подразделениями — копьями. Копье включало конного тяжеловооруженного воина, легковооруженного сержанта и пажа. В XV веке большинство тяжеловооруженных конников были заключившими краткосрочный контракт наемниками. Появились «сломанные копья», в составе которых были опытные воины или ветераны, находившиеся в венецианской армии на постоянной службе. Полный комплект доспехов тоже стоил очень дорого, поэтому произошло разделение на воинов в полных доспехах и хуже экипированных.
В XV веке в составе венецианского «копья» появляются конные аркебузиры и арбалетчики. К XVI веку тяжелая конница состояла из копий: один рыцарь, два легких всадника с арбалетами или копьями и конный слуга.
Вооружение и доспехи
В XIII веке венецианские доспехи и оружие не отличались от тех, что использовались в остальной Италии. Раннее влияние Византии практически перестало ощущаться, оставалось лишь легкое влияние со стороны восточных заморских владений. Но итальянский стиль отличался от тех, что были распространены в северной Европе.
Рыцари XIII века носили, как правило, полную кольчугу без сюрко, которое в то время было обычным элементом для французских доспехов. Ноги защищались кольчужными шоссами. Под кольчужный капюшон надевался железный серьвильер с носовой пластиной. Рыцари за спину часто закидывали щит, которым прикрывались в бою от стрел и арбалетных болтов.
В XIV веке получил распространение шлем-бацинет с двойной бармицей, бригантина с усиленными железными или кожаными пластинами и оплечьями. Как правило, доспехи плечевой части руки имели железную подкладку, как и боевые кожаные перчатки. Железными поножами закрывалась только передняя часть голени. Характерной для рыцарей Италии чертой являлось ношение платка поверх головы. Также в это время начало распространяться сюрко.
Начиная со второй половины XIV века наиболее знатные и богатые рыцари могли позволить себе миланские доспехи. Они обычно носились с сюрко, на котором изображался герб владельца. Важно заметить, что в это же время в легкие доспехи начинают облачать и лошадей: стеганый кринет, шамфрон с шейными пластинами и стеганый подхвостник.
Венецианские рыцари в XVI веке продолжали носить латный доспех с подкладкой, которая зачастую выступала наружу как декоративные элементы. В это время носились закрытые шлемы. Новым изобретением становятся железные щиты, которые могли, теоретически, выдерживать попадания ружейной пули. Обычно поверхность таких щитов украшалась. В то же время рыцари начали вооружаться парой пистолетов.
К XVII веку меч и копье окончательно выходят из употребления, уступая место сабле и пистолетам. Появляются ружья с колесцовым замком, у которых не было фитиля, который требовалось перед боем зажигать. Если не удавалось остановить противника огнем, приходилось брать в руки сабли. От ружейного огня в первую очередь страдали лошади.