Зарождение городской литературы
Очень быстро города Западной Европы превращаются в центры культурной жизни. В $XI$ веке появляются первые произведения городской литературы. Именно ей принадлежит роль главного выразителя городской культуры. Она основывалась на национальном наречии, что делало её понятнее, чем церковная литература на латинском языке. Она же способствовала превращению народных наречий в национальные языки. Городская литература, основанная на народном творчестве, явилась одним из проявлений антицерковной вольницы.
В $XII-XIII$ веках огромная масса религиозных людей превращается из пассивного созерцателя в активного субъекта духовной жизни. Для народа богословские споры не имели особого значения, более значимыми являлись реальные события. Народная религиозность проявляется в повышении спроса на «массовую» литературу, которой в то время считались жития святых и рассказы о чудесах и видениях. В этих произведениях усиливается художественный вымысел. Самой народной книгой была признана «Золотая легенда», автором которой являлся епископ Генуи Иаков Ворагинский. К её сюжетам европейцы возвращались до $XX$ века.
Очень популярны были такие жанры, как басни, стихотворные новеллы и шутки (в Германии их называли шванками, во Франции - фаблио). Основная их направленность – острая сатира существующих порядков. Шванки и фаблио высмеивали невежество феодалов, жадность духовенства, ненужность схоластической премудрости, всё то, что противоречило практическому взгляду городского жителя.
Литературный герой горожан
Критикуя реальную жизнь, фаблио и шванки выдвинули новый тип героя. Это смышлёный и неунывающий, хитроватый и догадливый человек, который может найти выход из любой жизненной ситуации. Таким является герой сборника шванков «Поп Амис». Он чувствует себя свободно и уверенно в шумной городской жизни и даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Герой шванков проявляет находчивость и своими поступками доказывает, что горожане занимают в жизни достойное и прочное место.
Городска литература высмеивала современные пороки и нравы, живо реагируя на происходящие события. Народная мудрость проявлялась в коротких, но метких пословицах и поговорках. Католическая церковь видела в творчестве городских низов прямую угрозу своему существованию, поэтому преследовала поэтов и писателей. К примеру, произведения одного из парижан Рютбефа были приговорены папой в XIII веке к сожжению.
Протест против феодальных порядков
Особый протест против насаждения феодальных порядков и засилья церкви проявляли ваганты (бродящие студенты и школяры). В своих произведениях они стремились к свободомыслию, что стало отличительной чертой городских низов. Ваганты создавали своеобразную поэзию на латинском языке. Их остроумные стихи и песни распевали по всей Европе: от Лондона до Палермо, от Праги до Толедо.
В это же время складывается городской эпос сатиры. Основой сатирических произведений выступали народные сказки. Самым любимым стал «Роман о Лисе». Он впервые появился во Франции, но вскоре распространился по Германии, Англии и Италии. Написанный на национальном языке роман характеризовал деятельность предприимчивого горожанина, которого в сочинении изображал Лис Ренар. Лис сражается и побеждает напыщенного рыцаря в образе Волка Изенгрина и глуповатого феодала в образе Медведя Брена. Лису не составляет труда обмануть короля (Льва Нобля) и выставить на посмешище глупого священника (Осла Бодуэна). В романе Лиса преследует неудачи, если он решает обмануть кур, зайце или улиток (простой народ). По сюжетам романа о Лисе в крупных соборах создавались скульптурные изображения.
Городская литература способствовала росту самосознания бюргерства, которое противопоставляет себя дворянству и духовенству.