Самосознание – это представление человека о самом себе как обладающем мышлением, могущим чувствовать и действовать. При этом самосознание, одновременно, является проявлением индивидуальности человека и устанавливает связь с общественным сознанием.
Самосознание обладает своей структурой, которая включает в себя ряд элементов: во-первых, ментальный элемент, обеспечивающий познание человеком самого себя, во-вторых, эмоциональный элемент, формирующий самооценку, в-третьих, поведенческий элемент, отвечающий за саморегуляцию, линию поведения.
Самосознание имеет ряд этапов развития:
Самосознание напрямую связано с контролем себя и самооценкой. Оно вырабатывает идеал, которого стремится достичь, что рождает ощущение удовлетворения или разочарования.
Самосознание может иметь разные уровни предметной проявленности, доступной для восприятия. Таковым проявлением самосознания многие исследователи считают рефлексию.
Рефлексия при этом является осознанием своего я как индивидуального явления, которое может быть отражено и на общность. Иными словами, предмет рефлексии включает в себя непосредственно самосознание каждого человека, самосознание других и, как итог, общественное сознание.
Самосознание обладает рядом функций:
В рамках истории европейской философии понятие самосознание имеет богатую историю. Впервые о самосознании заговорил древнегреческий философ Сократ. Всем известен его призыв: «познай самого себя». Самосознание по Сократу, как видно из этого, представляет собой самопознание.
В рамках средневековой философии понятие самосознания исследовалось совместно с категорией души и производных от нее понятий духовное и идеальное.
В Новое время разработку концепта самосознания продолжает Рене Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее . Раскрытию темы самосознания служит его выражение: «Я мыслю, следовательно, существую». В своей философии Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее доходит до утверждения, что человеку реально и с достоверностью точно дано только его «Я», способность это осознавать и мыслить. Самосознание здесь есть непосредственная наличность психических процессов. Человек способен понять и познать механизмы своей внутренней, духовной жизни.
В разрешение вопроса о сути самосознания свой вклад вносит и немецкая классическая философия. Так И. Кант учил о связи, которая присутствует между познанием и самосознанием, с одной стороны, и априорными основаниями разума, которые даны человеку вне опыта. Ключевая роль в трактовках самосознания И. Канта отводится разуму. В философии Ф. Гегеля характеристика самосознания как разумного явления остается, но к нему добавляется понимание самосознания как проявления Абсолютного Духа.
Со второй половины XIX века в анализе понятия самосознание появляется иррационалистическая традиция мысли. Здесь самосознание понимается наполненным предрассудками, субъективными мнениями, желаниями и пристрастиями. Разум перестает занимать ключевое место в трактовках самосознания.