Образование Средневековья
Средневековое образование строилось на античной основе, унаследованной от предыдущего периода. В базовую основу входило семь свободных искусств. При этом, грамматику считали «матерью всех наук», диалектику – источником философско-логических знаний, а риторику – учителем выразительно и правильно выражать свои мысли. Четыре математические науки, к которым относились арифметика, геометрия, астрономия и музыка, давали знания о числовых соотношениях, составляющих мировую гармонию.
Средневековые школы
Подъём средневековых школ начинается в $XI$ веке, происходит усовершенствование системы образования. В европейских странах открываются два вида школ:
- находящиеся под контролем церкви. К ним относятся приходские, монастырские и кафедральные (расположенные при городских соборах) школы;
- свободные от контроля церкви. К ним относятся светские, гильдейские, муниципальные, частные городские школы.
В церковных школах учились бродячие школяры (их называли ваганты или голиарды), относящиеся к низшему клиру выходцы из крестьянской, городской или рыцарской среды. Обучение во всех школах велось на одном языке – латинском. Лишь в $XIV$ веке в Европе стали открываться школы с преподаванием на родном национальном языке. Деления на классы по возрасту не существовало, отсутствовало также деление на начальную, среднюю и высшую ступень образования. При преподавании преобладало словесно-риторическое изложение материала, часто бессистемно и отрывочно. В основе обучения лежало религиозное видение предмета. Центрами приобретения навыков ремесленного мастерства становятся в $XII$ веке цеховые организации.
Средневековые университеты
Подъём экономики в $XIII$ веке привёл к превращению городов в центры ремесла, торговли и культуры. В это же время совершенствуется система образования. Кафедральные школы становятся всеобщими школами, а затем перерастают в университеты (от слова общий, совокупный). Высшие школы в $XIII$ веке открылись в Болонье, Париже, Оксфорде, Монпелье, Палермо и Салерно. К началу $XV$ века в Европе было открыто примерно 60 университетов.
Особенностью университета от других учебных заведений было то, что они получали от папы или государя специальный документ, подтверждающий его юридическую, административную и финансовую автономию. Внешне независимые университеты характеризовались строгой регламентацией внутренний жизни заведения. Университет имел несколько факультетов. Обязательным для каждого студента было обучение на младшем факультете – артистическом. На нём изучались «семь свободных искусств». После сдачи экзаменов студент получал право продолжить обучение на одном из старших факультетов:
- юридическом,
- медицинском,
- богословском.
Право выбора предоставлялось самому студенту.
География университетов была обширна. Крупнейший университет располагался в Париже. Существовали значимые университеты в Испании и Италии. Университеты Болоньи и Падуи давали обширные знания по праву, университеты Кордовы, Севильи и Валенсии – по философии, медицине, астрономии, химии и математике.
В $XIV$ веке появляются колледжи, которые первоначально являлись общежитиями студентов (коллегиями). В 1257 году королевским духовником Робером де Сорбоном была открыта коллегия, названная его именем. Позднее Сорбонским стал называться весь Парижский университет.
Развитие университетов ускорил процесс формирования светской интеллигенции в Западной Европе. В это же время расширяется спрос на книги. Если в раннее средневековье книга являлась предметом роскоши, то с $XII$ века книга дешевеет и становится доступнее. Вместо монахов перепиской книг стали заниматься специальные городские ремесленники по переписке. Изменение материала изготовления книги (вместо пергамента бумага) в $XIV$ веке привело к массовому приобретению книг.