Томас Мюнцер (около 1490 — 1525) — это немецкий проповедник эпохи Реформации, который противопоставлял евангельский идеал греховному укладу жизни.
С движением Мюнцера связано восстание германских крестьян, которые боролись с сословным неравенством, феодальным гнётом и папизмом.
Начало проповеднической деятельности
Томас Мюнцер родился в Штольберге (Саксония-Анхальт) в 1490 году, учился в Виттенберге и затем стал священником. Как и Лютер, Мюнцер увлекался мистиками, но пришёл к апокалиптическим представлениям и идее установления на земле царства божия (хилиазм). Он отвергал внешнее откровение: лишь истерзанный сердцем и познавший бога в душевных бурях является его истинным избранником. Писание убивает, но не оживляет. Государи должны служить божьим избранникам; не подчиняющиеся им народы должны погибнуть.
В 1520—1521 годах Мюнцер по приглашению священника проповедовал в саксонском Цвиккау: сначала в главной церкви города и затем в церкви святой Екатерины. Он проявил себя пламенным оратором, самым ярким выразителем настроений, охвативших ремесленные слои; его грубые речи, ветхозаветные аллегории отвечали простонародным представлениям. Радикальные идеи привели Мюнцера к конфликту с советом города Цвиккау.
Подозреваемый в подготовке восстания и отставленный магистратом, Мюнцер поехал в Прагу, где громил «попов и обезьян». После Мюнцер появился в городе Альштедте (Тюрингия), собрал прежних сторонников и проповедовал установление на земле царства «святых»: «Израиль» должен истребить «ханаанитов». Руководимые им энтузиасты жгли церкви и разрушали иконы. Мюнцер развивал и социальные идеи: всюду должны были водвориться братство и равенств, правители должны сравниться с последним христианином. В посланиях к властям и горожанам Мюнцер заявил, что богом призван к истреблению тиранов; право меча — не у князей, а у общин.
Его памфлеты были подписаны: Мюнцер с мечом Гедеона, Мюнцер с молотом. Один из памфлетов посвящался «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной реформе церкви был объявлен бой. Лютер Мюнцера называл «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера — архиязычником, виттенбергским папой, льстецом князей, освободившим от папы совесть, но держащим её в плотском плену.
Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян
После странствований по югу Германии, где Мюнцер завязывал отношения с революционерами и вождями крестьянского восстания, он в конце 1524 года утверждается в средней Германии, в городе Мюльхаузене.
Здесь он, вместе с бывшим монахом Генрихом Пфайфером, становится во главе народа и заставляет капитулировать бюргеров и магистрат. Под его руководством избирается «вечный, христианский» магистрат из «земледельцев» и «бедных». Сторонники Мюнцера конфисковали монастырские владения и захватывали замки в соседних землях.
Мюнцер в новоммагистрате не занял конкретную должность, а позиционировал себя пророком и вдохновителем; опустив длинную бороду, «подобно отцам-патриархам», он выходил в народ и на основании закона Моисеева творил суд; перед ним носили обнажённый меч и красный крест. Его проповеди были обращены против золота, роскоши, «идолов в сундуках»; главной их темой было — истребление врагов Христа, и поддержка раннехристианских идеалов братства и равенства.
Программа сторонников Мюнцера
Многие крестьянские руководители были склонны к переговорам и являлись противниками революции. Однако пропаганда анабаптистов стала организующим фактором стихийных крестьянских волнений. Жалобы городских низов и крестьян на господ объединялись пропагандистами в общую программу борьбы народа за новый порядок. В близких к Мюнцеру кругах в конце 1524 1525 г. была составлена программа революционного крестьянства. Этот документ стал для восставших крестьян революционной программой, поскольку заключавшиеся в нём требования означали борьбу против господ. С начала Крестьянской войны «письма-тезисы» предъявлялось восставшими городам и общинам.
«Статейное письмо» начинается заявлением, что существующее положение не может продолжаться далее. Задача народа заключается в том, чтобы «освободиться насовсем». Мирное решение задачи возможно лишь в случае, если народ перестроит жизнь на основе служения «общей пользе». Если не устранить существующие тяготы, то дело без кровопролития не обойдётся. Большое внимание в «Статейном письме» уделяется внутреннему единству народного союза. Документ объявлял что те, кто отказывался вступить в «братское объединение» и заботиться об «общей пользе», не могут рассчитывать на услуги членов общества. Они должны подвергнуться «светскому отлучению». Все замки и все монастыри, являвшиеся очагами предательства, также должны быть подвергнуты светскому отлучению. Только дворяне и священники, отказавшиеся от своего положения, направившиеся в обыкновенные дома и захотевшие вступить в братские объединения, будут приняты вместе с имуществом и получат всё, что им полагается в соответствии с «божественным правом».
«Статейное письмо» было первой программой восставшего крестьянства, сформулировавшей антифеодальные задачи борьбы и указавшей очаги, против которых должны направляться силы народа. Программа была написана в не допускающем компромисса боевом духе. Требование революционной программы для силового объединения народных масс сёл и городов привело к установлению справедливого порядка, основанного на «общей пользы», являлось требованием перехода власти к народу. Однако, лежащие в основе «Статейного письма» идеи народной власти и «общей пользы» могли быть поняты лишь немногими.
Документ не содержит конкретных предложений по разрешению спорных вопросов с господами и просьб об облегчении тягот. Составители заявили об устранении народными силами феодальных господ и упразднении зависимости крестьян. Объединенный народ сможет ликвидировать вражеские очаги и установить порядок, который он полагает справедливым, полагая, что все прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно «божественному праву». В основу программы лег принцип передачи власти народу, на котором так всегда настаивал Мюнцер.