Университет — это учебная корпорация в Средние века.
Эволюция тривиума и квадривиума в университетский курс
Дэвид Ласкомб полагал, что в течение XII века в Европе шла ломка системы высшего образования, в первую очередь философского. Это связано с переоткрытием Аристотеля, с институционными переменами, и изучением естественных дисциплин в интерпретации еврейских и арабских учёных. Античный тривиум сохранил свои дисциплины в изменённом виде, а квадривиум прекратил существование.
В 1230-е годы в Оксфорде и Париже риторика воспринималась в качестве дополнения к грамматике, а грамматика в значительной степени была основана на логике. До начала XIII века в Падуе и Болонье риторика продолжала доминировать. Это объяснялось спецификой среды, в которой существовали университеты: до XIV века Кембриджский, Парижский и Оксфордский университеты в первую очередь были теологическими центрами, которые имели монополию на преподавание богословия, всемерно поддерживавшуюся папством. Даже управляемый церковью Саламанкский университет не имел теологической направленности. Университет в Тулузе был основан в ознаменование победы над ересью катаров в 1229 году, но папа Бенедикт XII в 1335 году запретил преподавать богословие и присуждать степени по этой дисциплине. Расположенный в папских владениях Авиньонский университет только в 1413 году получил право иметь богословский факультет. Для поступления на теологический факультет требовалось окончить курс свободных искусств (лишь нищенствующим орденам было разрешено проходить его в своих школах). По этой причине курс тривиума на артистическом факультете Парижского университета носил философский характер с преобладанием логики; философия при этом делилась на три раздела — естественный, практический, метафизический. Первый преобладал и в Оксфорде. Кроме того церковные власти относились с подозрением к античным языческим авторам, которые читались на артистических факультетах.
Университеты Испании и Италии специализировались на праве, а медики в Падуе и Болонье вообще не имели необходимости проходить факультет искусств. Артистические факультеты южноевропейских университетов отводили огромную роль риторике как предмету, необходимому для юристов, а естественные науки медикам были необходимы больше, чем логика, грамматика и метафизика.
Учебные пособия
До XIV века корпус текстов, доступный школярам, магистрам, профессорам ограничивался латинскими рукописями, независимых арабских или греческих источников было мало. Оставшееся от античности включало римских классиков и энциклопедические своды Поздней Античности (Исидора Севильского, Боэция и других). Обучение на артистических факультетах (подготовительных и дающих общее знание), начиналось с грамматики, представлявшей формы языка, от которых зависело выражение всех разделов свободных искусств.
До начала XII века основными пособиями являлись Ars minor и Ars major авторства Элия Доната и работа Присциана Institutiones grammaticae. Они были востребованы даже после появления стихотворного «Доктринала» Александра из Вильдьё и Graecismus Эберхарда Бетюнского. Грамматики Доната отдельно преподавались в Оксфорде и Париже. Присциан способствовал росту популярности Вергилия, так как разбирал зачин «Энеиды» и в целях иллюстраций приводил классические тексты на латыни. Тексты Присциана предписывались программами и статутами Оксфорда до XVI века. Риторику «терпели» в Испании и Италии, ссылаясь на De doctrina christiana Августина.
Риторика считалась вспомогательным средством для теологов и юристов, дающим навыки выступлений на публике и позволяющим вести убедительные проповеди.
Переоткрытие Аристотеля на новый уровень подняло преподавание логики. В 1125—1150 годах Иоанном Венецианским с греческого языка были переведены труды Философа. Более востребованными были выполненные Боэцием переводы. Парижские схоласты осуществили успешный синтез грамматики и логики.
Равным образом, в Италии (Монте-Кассино, Салерно, Сицилия) и в Испании в XII веке начался процесс освоения греческой культуры, как в переводе с оригиналов, так и в арабских переводах с греческого и комментариев. Наиболее ранние переводы «О душе», «Физики», «Новой логики» и IV книги «Метафизики» выполнены Иоанном Венецианским с греческого языка, а «Этику» Роберт Гроссетест перевёл только в XIII веке. Переводы «Поэтики» и «Политики» выполнил в 1260—1270-е годы Вильем из Мёрбеке. Парижский университет ввел на артистическом факультете в программу «Первоосновы теологии» Прокла, переведённые Герардом Кремонским с арабского перевода.
Особенно масштабным корпус переводных текстов был на медицинских факультетах, где известная традиция приписывала Гиппократу и Галену более 40 текстов. В латинском переводе был доступен «Канон врачебной науки» Авиценны (галеновский по направленности), «Хирургия» Альбуказеса и трактат Гали-Аббаса. В XIV веке корпус трудов Галена пополнился текстом De usu partium, переведённым с греческого, однако главные анатомические трактаты Галена не были переведены на латынь до XVI века. Арабские тексты ценились за конкретные рекомендации. В них демонстрировался высокий уровень фармакологии. Сложным оставался вопрос медицинской терминологии, поэтому в странах Южной Европе были созданы медицинские арабско-латинские словари синонимов.
Учебный год. Принципы преподавания
Средневековые университеты не имели чётко обозначенных рамок учебного года. Начало занятий в Болонье приурочивалось ко дню Св. Луки (18 октября), а конец приходился на конец августа. В Париже занятия начинались 14 сентября (день Воздвижения Креста Господня), но фактически начинались 1 октября (день Св. Ремигия), а дата Пасхи определяла циклы ординарных и экстраординарных лекций. Официальных каникул не было, но академическая активность в Париже обычно снижалась с июля до сентября.
Несмотря на разнообразие уставов, сходны были принципы преподавания. По утрам читались ординарные лекции, когда профессор вслух зачитывал текст изучаемой книги, выделял проблему и разбивал её на вопросы. На послеполуденных экстраординарных лекциях, другой преподаватель (им мог быть бакалавр) растолковывал утреннюю лекцию или разбирал специальные вопросы. Важнейшим навыком считалось умение выделять проблему и вести полемику.
Ординарные диспуты проводились еженедельно, а диспуты «о чём угодно» были популярным событием, привлекая публику. Диспуты организовывались по правилам кодекса чести: магистр-судья избирал тему и открывал дискуссию, затем в соответствии со старшинством высказывались участники. Публика занимала сторону «респондентов» и «оппонентов». Результаты и победители диспута оглашались перед занятиями следующего дня. В XIV веке претендующие на степень магистра бакалавры-теологи должны были обязательно пройти кводлибет перед однокашниками, от вопросов которых не могли уклоняться. Воспрещалось отвечать по сделанным заранее записям.