Религиозные основы арабской политической мысли
В период формирования арабского государства в VII веке появилась религиозно-политическая идеология «ислам», что означает «предание себя богу». Последователи идеологии получили название муслимов – «предавших себя богу».
Ислам впитал религиозно-политические представления разных религий (иудаизм, христианство и другие) и обосновал идеи теократии, превосходства духовной власти, верховенства церкви. Теократизм является характерной чертой изложенных в Коране политических идей. По Корану Аллах и его посланник, по божественной воле правящий людьми, определяют положение и задачи власти. В угоду власти Коран обращается с требованием к верующим:
«Повинуйтесь Аллаху и посланнику и обладателям власти».
Коран объясняет необходимость политического и общественного неравенства «божественным предопределением». Соотношение подвластных и властвующих Коран обосновывает тем, что бог возвысил «одних над другими, чтобы одни брали других в услужение».
Ислам исходил из того, что духовная и светская власть полностью принадлежит «пророку», а после смерти пророка – халифам (его «заместителям»). При первых халифах власть носила выраженный теократический характер, когда «божьим» было даже государственное имущество, но после 945 года действительная власть перешла к светским правителям – султанам, а халифам, имамам и прочим духовным владыкам остался только религиозный авторитет.
Цари провозгласили себя выразителями божественной воли. В период борьбы между светской и духовной властями светские правители, чтобы обосновать превосходство своей власти, выдвинули идею, что повиновение им – религиозная обязанность мусульман. Мухаммеду в связи с этим приписано изречение: «Бог сдерживает больше людей посредством султана, чем Корана». Это обоснование было выражением скрытых в самом Коране тенденций. Ведь даже ранний ислам уже говорил о необходимости подчинения светской власти, без которой не может существовать религия.
Коран является важным источником мусульманского права, обосновывая необходимость защиты частной собственности. В мусульманском праве посягающие на частную собственность лица подвергаются самым жестоким наказаниям.
Идеи государственности
Политическая идея Корана созвучна самому понятию ислама. Основами идеологии являются смирение и покорность, смысл же земного существования человека состоит в переходе в благостный потусторонний мир. Поэтому благочестивый мусульманин для попадания в рай должен со смирением переносить бедность, насилие, все невзгоды. В противном случае его ждут наказания как в земной, так и в загробной жизни.
В результате обострения в халифате классовых противоречий между социальными группами мусульман, светской и духовной знатью, между арабами и покоренными народами, в исламе появляются направления и секты, вырабатывавшие разные политические идеи. Часто сектантское движение служило для выражения оппозиции угнетенного народа, выступавшего под религиозной оболочкой против эксплуатации и господства феодалов, защищаемых официальным исламом, или оппозиции недовольных групп господствующего класса.
Политическая мысль различных течений ислама
Главными направлениями в исламе являются шиизм и суннизм. Сунна это «священное предание», дополнение к Корану для идеологического оправдания новых потребностей господствующего класса, которые не были предусмотрены в Коране изначально, но по утверждению авторов сунн предвиделись пророком. Сунниты строят свое учение на этих основных источниках, оправдывающих классовое неравенство. Духовным лидером сунниты считают халифа.
Шииты, имевшие влияние в Иране и Ираке, по-своему трактуют некоторые положения Корана, противопоставляя суннитскому собственное «священное писание». Ими выдвинуто положение о 12 имамах, потомках четвертого халифа Али (зятя Мухаммеда). По шиитскому учению двенадцатый имам «скрылся» чтобы вернуться на землю и принести справедливость, правду и равенство. Народные массы призывались шиитами к перенесению невзгод в ожидании «скрытого имама».
Аналогична суннитская идея о приходе «махди», который установит справедливость и равенство. Эта идея использовалась народом, выдвигавшим «божественного спасителя» из своей среды, возглавлявшего антифеодальное движение. В результате идеи махдизма использовалась в качестве знамени антифеодальных восстаний, а затем как знамя борьбы с колонизаторами.
В направлениях возникали секты, в той или иной степени выражавшие интересы народных масс, бывшие формой активного протеста против эксплуатации.
Одной из ранних была секта хариджитов, выдвинувшая идею выборности халифа - благочестивого мусульманина. мусульманской общиной, независимо от национальности и социального положения. Такая идея содержит тезис о народном верховенстве. Она, а также мысль о равноправии, привлекла в ряды хариджитов трудящиеся массы. Они требовали возврата к «первоначальному исламу», под которым понимался строй социального равенства. Важное значение имела идея о том, что мусульманская община обязана повиноваться избранному государю, пока он не нарушит предписаний веры, иначе община имеет право на свержение тирана. Хариджиты подверглись преследованиям.
Секта исмаилитов, родившаяся в шиитском направлении, нашла опору в антифеодальном движении городской бедноты и крестьян. Учение секты стало идеологическим оружием восстаний. Движения крестьян и бедуинов IX-XI веков в Сирии, Бахрейне, Хорасане, Ираке использовало исмаилитские идеи о социальном равенстве, общности имущества, передаче земель общинам.
Политическая исламская идеология подверглась критике в политических трактатах и произведениях мыслителей. Для передовой мысли арабов характерны рационализм и стремление отделить религию от политики.
Таким свободомыслием отмечены идеи мыслителя ан-Наззама (801-837), критиковавшего ислам. Прогрессивной была идея о просвещенной монархии. Он полагал, что государственных делах не должно быть религиозных законов. Ан-Наззам высказывался при этом в защиту свободы мысли и совести.
Передовые идеи развиты в произведениях Абу-ль-Ала аль-Маарри (973-1057). Он критиковал религиозное мировоззрение, прикрывающее угнетение трудящихся народных масс. Свобода несовместима с религией и божеством. Мыслитель считал, что с появлением религии появилась вражда между людьми.
Маарри выступал против системы феодального политического и общественного строя. Он считал, что на богатстве основывается государственная власть, которая действует в интересах богатых. Маарри призывал к установлению имущественного и социального равенства.
Он отстаивал положение о том, что люди обладают естественным равенством. Согласно его трактовке, народ избирает правителя в собственных интересах.