Народные промыслы Пензенской области
Народный промысел – это одна из форм художественного творчества по производству художественных изделий.
Появление тех или иных народных промыслов определяет природная среда, в пределах которой они получили свое развитие. Например, художественная обработка дерева могла появиться только в лесных районах, а гончарство там, где была соответствующая глина.
В Пензенской области нет запасов драгоценных и редких ископаемых, зато много песка, глины, по реке Суре встречаются залежи мореного дуба, сосредоточенные в Наровчатском районе.
Лесные массивы занимают 20% площади, и самые большие его запасы сосредоточены в Кузнецком, Никольском, Сосновоборском районах.
Разнообразна духовная культура области, на территории которой с давних времен в тесном соседстве проживают русские, татары, мордва, чуваши. Пензенские губернии в XIX веке отличались своим жизненным укладом, песенной и материальной культурой, особенностями языка, национальными костюмами, народным промыслом.
В Спасском уезде в XIX веке сформировался самобытный русский художественный промысел абашевская игрушка – животное-свистулька, это животное часто принимало фантастический облик из сказки. Свистульки раскрашивались яркими эмалевыми красками – синими, зелеными, красными.
Рисунок 1. Абашевская игрушка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отдельные детали животного-свистульки иногда расписывали золотом или серебром. Этот промысел получил свою известность благодаря мастеру Лариону Зоткину из села Абашево.
Мастер работал в 1920-е годы, и свои навыки передал потомкам. В его коллекции сказочные львы, веселые и забавные медведи, причудливые собаки.
К древнему промыслу, в истории которого есть взлеты и падения, относится русское стеклодельное искусство. В Пензенском крае его начало приходится на 1764 г.
Императрица Екатерина II 3 августа подписала указ, на основании которого отставной секунд-майор А. И. Бахметев мог в своем селе Никольское устроить стеклянную хрустальную фабрику, на базе которой в 2008 г. было открыто предприятие «Бахметевская артель».
Так возродилась слава Никольского хрусталя. На хорошо оборудованном предприятии работают высококлассные мастера, в основном жители Никольска.
Продукция, которую они изготавливают, имеет уникальные качества и необыкновенную красоту. Предприятие выполняет изделия и на заказ.
Одним из самых древних ремесел является лозоплетение, родина которого село Засечное в Пензенской области. Было время, когда здесь работали крупные мастерские и продукцию большегрузными машинами отправляли в Москву, а мастеров приглашали на ВДНХ.
Ручеек этого промысла почти пересох, и остались отдельные энтузиасты, однако наблюдается робкое его возрождение.
Ковроткачество, валяльный промысел, пуховязание, лыкоплетение
Пензенское ковроткачество началось с приезда в село Громок Соседской волости в 1895 г. московской художницы и знатока народного искусства М. Ф. Якунчиковой.
Она организовала кустарное производство, на котором отобранные лучшие мастерицы из местных крестьянок, занимались изготовлением вышитых изделий. В селе Соломинка она же открыла художественную мастерскую, работники которой изготавливали паласные ковры.
Эти безворсовые ковры в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже были удостоены Почетного диплома, а в 1912 г. в этом же селе построили ткацкую фабрику.
Фабрику в 90-е годы XX века закрыли, но ковровое производство не затухло. В этом промысле и сегодня работают мастера в разных районах области.
Валенки необходимый вид обуви для русской зимы, валянием которых испокон веков занимались в Пензенской области – это было основное ремесло в селе Чемодановка, основателем которого был Ф. И. Чемоданов.
Рисунок 2. Валяльный промысел. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На своей земле он построил валяльный комбинат, на котором работали целыми бригадами – одни настилали, другие чесали шерсть. Вообще-то валяние является объемным и трудоемким процессом, а свалянные вручную валенки служили по 20 лет.
Как и многие другие производства, комбинат тоже прекратил свою работу, но работавшие там люди секреты мастерства не забыли и принесли в свои семьи.
В Чемодановке открыт музей и установлен памятник в честь валенок, которые хорошо известны по всей России.
В России хорошо известны оренбургские пуховые платки, но пензенские пуховые платки ничем им не уступают. В царские времена пензенские пуховые платки пользовались особым расположением русских императриц. Пензенский пуховый платок легко проходил через обручальное кольцо, что говорило о высоком их качестве.
Промысел этот возник на пензенской земле в середине XIX века. В краеведческом музее Пензы есть образцы платков и узоров для них, изготовленных специально. Теплые и ажурные платки (паутинки) белые и серые по цвету, полностью покрытые орнаментом, очень нарядны и в XXI веке.
В крестьянском быту лапти были необходимой обувью. Плели их из лыка липы и вяза. Сырье для лаптей заготавливали весной, когда начиналось сокодвижение, а темными зимними вечерами плели лапти и домашнюю утварь – тарелки для мучных изделий, кошелки, вёдра, чехлы для топоров и др.
Процесс заготовки лыка был довольно трудоемким. Кору снимали со срубленных деревьев, распрямляли и связывали в пучки. Далее их надо было около недели выдержать под навесом, пока лыко не покраснеет. Когда оно было готово для дальнейшей работы, кору разрезали на лычки шириной до 1 см, очищали от наружного слоя коры и связывали.
Досушив лычки, их убирали на зиму, чтобы использовать в работе. Обувь из лыка была прочной и ноской, поэтому во время Гражданской войны, чтобы снабдить армию валяной обувью и лаптями, Чрезвычайная комиссия все основные закупки делала в Пензенской губернии.
Сегодня этим промыслом занимаются отдельные мастера, а коллекция работ из лыка есть в музее народного творчества Пензы.
Вышивка, соломенная кукла, резьба по дереву
В народной культуре неотъемлемым элементом является вышивка, с помощью которой украшали одежду и бытовые текстильные изделия. Вышитые узоры на одежде женщин и девушек многое могли рассказать об их владелицах.
Возможно, это странно, но даже траурная одежда крестьянок украшалась вышивкой. По стилю выполнения вышивки легко определялась степень родства женщины с умершим, и даже примерные сроки траура.
Вышитые узоры на свадебных нарядах отличались огромным разнообразием. В селе Соломинка в 1929 г. мастерицы-надомницы объединились в артель. Они на протяжении 10-летий производили постельное и столовое белье, мужские сорочки с вышивкой и ажурной строчкой, полотняные шторы.
Эта продукция шла на рынки Европы – в Голландию, Бельгию, Францию, Англию. Покупали её и американцы.
Из всех видов вышивки самым изысканным является золотое (золотное) шитье. Сначала оно имело церковное предназначение, потом перешло на шитье икон и украшение нарядов знати, превратившись, таким образом, в искусство. В Пензе есть мастер золотного шитья, открывшая этот курс в 1993 г. – М. А. Теплицкая.
Широкое распространение в русских деревнях имело соломенное рукоделие. В деревнях Пензенской губернии тоже мастерили соломенные игрушки. Сегодня продолжателем этого древнего искусства является Е. К. Медянцева, усовершенствовавшая его шитьем.
Рисунок 3. Соломенная игрушка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Её удивительные работы находятся в Москве, в выставочном музее.
Своим мастерством прославили Пензенский край даровитые резчики по дереву. Ещё во второй половине XVIII века они делали долбленые кадки, чашки, квашни разных размеров, ушаты и другую посуду, необходимую в быту.
Пензенские мастера росписи по дереву впитали все то, что было выработано умельцами Нижнего Новгорода, Саровскими монахами, Сергиево-Посадскими умельцами и вятскими народными художниками.
Так сложился в Пензенском крае перекресток культур, эпох и цивилизаций. В принципе пензенского самобытного стиля росписи по дереву не существует. Те, кто занимается этим художественным промыслом, используют тот мотив, школу и стиль, который наиболее им подходит.
Смешивая манеры и стили, они создают свое оригинальное и особенное.