Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Просвещение и наука в Риме в I-II вв.

Наука

Компилятивный характер римской науки времен Республики не изменился и в императорскую эпоху.

  • Философия. Римская философия эпохи Республики не сумела создать собственной стройной школы и была склонна к эклектизму. В эпоху Империи, данные черты проявляются намного ярче. Так, типичным эклектиком выступал Сенека, которого не интересовали онтологические и гносеологические проблемы. Он смотрел на природу исключительно с религиозно - эстетической точки зрения. Главными для его творчества являются вопросы морали. Называя себя последователем стоической школы, он многое берет от Эпикура. Эпоха и личное положение определили направление его моральных взглядов. Главной задачей человека он считал обретение независимости и душевного спокойствия, что является единственным путем избавления от зла и жизненных страданий. Конечным же идеалом для философа является смерть.

    В учении Сенеки ярко выражено бессилие и пессимизм гибнущей Империи. В духе стоицизма он признает равенство всех людей, критикует чрезмерное накопление богатств и прославляет простоту жизни и радости, которые она дает. Однако Сенека не являлся противником богатства, и свое недовольство излагал только на бумаге. Философ сам имел большое состояние, на практике, часто отступал от своих же идеалов.

    <a href=Просвещение и наука в Риме в I-II вв. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов">

    После смерти Сенеки стоицизм становится почти официальной философией империи, поскольку не призывал к активной борьбе со злом, наоборот, учил пассивному сопротивлению путем ухода во внутреннюю жизнь.

    Последователем и продолжателем стоицизма после смерти Сенеки стал фригийский вольноотпущенник Эпиктет (вторая половина I начало II века), лекции которого слушал сам император Траян. Для Эпикета были характерны пессимизм и индивидуалистическая этика.

    Более активную форму стоицизм проявил в учении императора Марка Аврелия, в трудах которого наиболее полно выступает социальный вопрос. По учению Марка Аврелия, человек поставлен в свой ранг божественной волей, вследствие чего и должен беспрекословно выполнять свой долг, как бы он ни был труден. Человек - прежде всего часть общества, поэтому он должен гармонично сочетаться с общественной жизнью.

    В позднем стоицизме прослеживается все усиливающиеся религиозные мотивы. А широкое распространение во $II$ веке восточных культов завершилось созданием новой религии - христианства, которая стремительно стала охватывать население империи.

  • Наука. Между тем, ряд научных знаний в эпоху Ранней Империи развивался достаточно интенсивно, поскольку без них невозможна необходимая эволюция культуры, и решение важнейших задач функционирования общества в целом. Благоприятным фактором для развития науки стал общественных потребностей, а также возможность использования людских, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми не располагали древневосточные, эллинистические и греческие общества. Римляне эффективно усвоили опыт прошедших эпох. Эти знания позволили им сделать мощный рывок в развитии научной мысли.

    Замечание 1

    Одной из характерных черт науки $I-II$ веков стала ее направленность на достижение практических результатов для решения хозяйственных, социальных и политических задач, позволивших ей уйти намного дальше своих предшественников.

    Серьезное развитие получили такие ветви науки как, астрономия, медицина, архитектура, география, юриспруденция, риторика. Одним из выдающихся трудов этого периода стала "Естественная история" в $37$ томах Гая Плиния Старшего. Произведение представляет собой свод естественно-научных знаний, для создания которого Плиний использовал более двух тысяч сочинений. Здесь содержатся сведения по астрономии, химии, антропологии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, живописи и скульптуре. Однако, материал плохо систематизирован. Будучи в большей степени дилетантом, Пилиний не критически относился к источникам, часто допускал ошибки. Его перу принадлежит ряд не дошедших до нас произведений по истории, военному делу, риторике.

    Наивысшего успеха в это время достигает агрономия и юриспруденция. Вершиной римской агрономии стал труд испанца Луция Колумеллы в 12 томах, где на высоком научном уровне описаны практически все элементы агрономии, включая техническое оснащение, уход за полями, возделывание зерновых, виноградников, оливок и плодовых деревьев. Энциклопедия Колумеллы вознесла агрономию на такую высоту, которая была превзойдена лишь в XIX веке.

    Высокого уровня достигла римская медицина, поддерживаемая как центральными, так и муниципальными властями. Во многих муниципиях была создана специальная система медицинского образования. В Риме, Пергаме, Александрии и Антиохии были созданы выдающиеся медицинские школы своего времени.

    В области медицины крупным ее представителем стал Клавдий Гален, умерший в начале $III$ века. Он был личным врачом императора Коммода и в свое время пользовался огромной славой. До наших дней дошло около $100$ его сочинений, однако большее число работ не сохранилось. О его высоком авторитете говорят переводы трудов на арабский, еврейский и латинский языки. А сочинение "Врачебное искусство" в течение долгого времени являлось учебником по медицине. В своих трудах, Гален продолжал материалистические традиции греков. Однако эпоха отложила на нем печать в виде теологического взгляда на природу и религиозно-мистический настрой.

    Еще со времен вавилонских жрецов частью науки астрономии считалась астрология, которая, в эпоху Эллинизма пользовалась дурной славой сомнительной науки о суевериях, таинственных и страшных гаданиях. Однако, астрология вновь расцветает в эпоху императорского Рима, куда свой весомый вклад внес Птолемей, живший в Александрии во времена Антонина Пия. Впитавший великие традиции Александрийской школы, Птолемей, отходит своих эллинистических учителей назад к геоцентрической системе Аристотеля. По его представлениям на судьбу человека влияли небесные светила. Главное его произведение - "Великое построение" в $13$ книгах пользовалось беспрекословным авторитетом до трудов Коперника. Кроме данного сочинения до нас дошли труды по физике и географии, истории. Среди них, особенной исторической ценностью обладает "Канон царей", важный с точки зрения хронологии Древней истории.

    В области гуманитарных наук, римляне не смогли превзойти своих греческих и эллинистических предшественников. Если говорить об историографии, то здесь, со времен Тацита наблюдается существенное снижение качества произведений. Однако, небывалой высоты достигает юриспруденция, где оформляются фундаментальные постулаты правоведения.

Просвещение

Первой ступенью образования в имперском Риме была начальная школа, которую посещали дети с $7$ до $12$ лет. Здесь учили чтению, письму, и арифметике. Основной учебный год в совокупности составлял не более семестра, остальное время уходило на каникулы и праздники. Государство не вмешивалась в процесс обучения, вследствие чего все школы были частными, где преподавали неудачники и лица неясного происхождения. Труд в начальной школе не ценился и оплачивался крайне низко. В школе допускалось достаточно жестокое обращение, а главным средством воздействия были ругательства и побои.

Дальнейшее обучение, стоило дорого, а значит было по карману не всем родителям. Здесь преподавали грамматики – ученые, писатели, литературные критики, выходившие из среды вольноотпущеннико., которые, по большей части также не пользовались общественным уважением.

Грамматики учили правильно говорить и писать. На их уроках изучали древних и современных авторов, занимались комментариями и пересказами. Высшей ступенью образования считалась Риторская школа, где обучались подростки $15-16$ (иногда $13-14$) лет. Студентов обучали ораторскому искусству, здесь готовили адвокатов. Риторы относились к элите педагогического общества, их карьера считалась почетной и доходной. Обучение являлось схоластическим и не имело практического применения.

Замечание 2

Главным недостатком средней и высшей ступени образования было отсутствие у учеников интереса к самостоятельному анализу, а полученные знания, по большей части носили антикварно-хрестоматийный характер.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot