До середины $XX$ века, историки считали Среднюю Азию периферией иранского мира. Однако этот регион не следует недооценивать, так как именно здесь произошел расцвет самобытных восточных культур: парфянской, хорземской, согдийской, ферганской. Они выросли как несколько самостоятельных очагов цивилизации, соприкасаясь не столько с соседями, сколько с другими, более высокоразвитыми народами.
Зарождение оседлой земледельческой культуры в Средней Азии относится к $VI$ тысячелетию до н. э. Она замечена преимущественно на юго-западе региона, где жили племена джейтунцев, у которых уже происходил процесс объединения в племенные союзы. В таких общинах проживало от $50$ до $300$ человек. В $V — IV$ тысячелетиях до н. э. люди на этой территории занимались земледелием, научились выплавлять изделия из меди, начинают разводить крупный рогатый скот и верблюдов. Численность населения общинных союзов возрастает, и племена продолжают освоение новых, на сей раз восточных территорий, в том числе дельту реки Теджен (Герируд), отдельные общины достигают реки Мургаб.
На юге Средней Азии, наряду с небольшими селениями появляются крупные центры, расположенные в оазисах, где проживают до двух тысяч человек. Здесь производят высококачественную глиняную посуду, украшенную тонкой росписью. Причем узоры были выполнены в два цвета. Археологи при раскопках в регионе нашли изящные глиняные статуэтки богини плодородия, вождей и воинов, что свидетельствует об интенсивном культурном развитии.
Накопление богатств узким кругом семей вело к имущественной дифференциации. Этот медленный, но не предотвратимый прогресс вел к началу классообразования и развитию городской цивилизации. К $III$ тысячелетию до н.э. выделяется два крупных центра: Алтын-депе и Намазга-депе. Эти места специализировались на гончарных и металлургических ремеслах. Изготавливали бронзовые наконечники копий, кинжалы, ножи и серпы. Из серебра делали украшения и парадное оружие. В изготовлении глиняной посуды освоили гончарный круг и двухступенчатый обжиг. Так происходит отделение ремесла от земледелия и возвышение городов.
Общество Алтын-депе
В конце $III$ — начале $II$ тысячелетия до н. э. на юге Средней Азии появляется культурный центр Алтын-депе, где уже прошел процесс сословного деления и общество, по данным раскопок можно разделить на три категории:
- Рядовые общинники – основное население города, состоявшее из ремесленников и земледельцев. Они проживали в большесемейных домах, состоящих из тесных комнаток. Неподалеку от жилища располагались коллективные гробницы. В них находилось небольшое количество глиняной посуды и останки убитых диких животных.
- Общинная знать жила в больших домах, рассчитанных на одну семью, и имела собственное хозяйство. Их гробницы были наполнены украшениями, изделиями из бронзы и терракотовыми статуэтками.
- Вожди и жрецы жили в усадьбах, с правильной планировкой и занимающих площадь до $100$ кв. м. В гробницах были найдены золотые и серебряные украшения. В жреческой гробнице археологи обнаружили отлитые из золота головы волка и быка, богато украшенные бирюзой. Интересно, что даже рост городской элиты, был выше, чем у обычного жителя, что свидетельствовало о сытой, обеспеченной жизни.
Рисунок 1. Золотая голова быка. Алтын-депе
Появление городов и расслоение общества стал еще одним шагом к складыванию государственности и толчком к развитию ремесла, науки и искусства.
Жители Алтын-депе, поддерживали тесные торговые связи с высокоразвитыми государствами. Из Месопотамии сюда доставляли изделия из фаянса, из долины Инда привозили произведения искусства из слоновой кости и металла. В середине $II$ тысячелетия до н. э. культура Алтын-депе приходит в упадок, причины которого до сих пор не известны. Мы только знаем, что жители начали переселение в дельту реки Магруб на территорию современного Афганистана и Южного Узбекистана. Здесь продолжает процветать гончарное ремесло, изготавливаются печати с изображением животных или мифологических героев. В этих местах, к $I$ тысячелетию до нашей эры сложились два центра среднеазиатской культуры: Магруб и Бактрия.
Рисунок 2. Печать Алтын - депе
Средняя Азия на рубеже II — I тысячелетий до и. э.
На рубеже $II — I$ тысячелетий до н. э. в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы проходит процесс формирования классового общества и государства. Одновременно от равнин Восточного побережья Каспийского моря до Тянь-шаньских гор расселяются кочевые племена, главным богатством которых были скот и лошади. Интересно, что в это же время у оседлых общин получает распространение разведение домашних лошадей, хотя раньше для этих же целей использовались верблюды. Возможно, с расселением в Средней Азии степных племен связан приход населения индо-иранской языковой семьи, которые вступали в контакт с местными жителями и ассимилировались с ними. В результате общество получило толчок к стремительному развитию и зарождению государственности. Население разделялось на сословия крестьян, скотоводов, ремесленников, воинов и жрецов. В хозяйственной жизни участвовали рабы. Но, о складывании рабовладельческого строя речь пока не идет.
Общинные поселения начали объединение в отдельные области – «страны». Во главе такого союза стоял правитель, который одновременно был и жрецом. Затем, начался процесс слияния «стран», а некогда племенной вождь стал именоваться «владыкой над всеми областями». Это, несомненно, говорит о складывании полноценных государственных образований в регионе, одним из которых была в VI веке до н.э. Бактрия. Сохранилось предание о многочисленных городах бактрийского государства, на которое совершали завоевательные походы ассирийские войска.
Средняя Азия в составе Персидского государства
Завершение формирования классового общества в этом регионе приходится на $VI$ век до н.э., когда эта территория входила в состав персидской державы. Кир $II$ понимал необходимость повиновения Средней Азии, поэтому, предпринял несколько походов для присоединения оседлых оазисов к империи. Эта кампания закончилась относительно быстро и безболезненно. Совсем другое дело – покорение второй военно–политической силы – кочевных племен, в античных источниках именуемых массагетами. Во главе кочевников стояла женщина – царица Томирис. Именно она, по преданию, бросила отрезанную голову Кира $II$ в бурдюк наполненный кровью. Завоевание превратилось в долгую и кровопролитную войну, но, в конце концов, закончилось победой персов.
Области Средней Азии были разделены на сатрапии, управляемые членами правящей династии. Существовало несколько значимых среднеазиатских центров. Одним из них была Парфия, на территории которой находились хорошо укрепленные города, где активно развивалось монументальное, храмовое строительство. Следующая по значимости была Маргиана, расположившаяся в долине реки Муграб. Ее центром был город Гяуркала. Эта область славилась широко разветвлённой ирригационной системой, позволяющей собирать большие урожаи с полей и виноградников. Не менее важной областью была Бактрия, выделенная в отдельную сатрапию, она управлялась, как правило, наследником престола, либо ближайшим родственником царя. И особое место занимали Хорзем и Фергана, представлявшие собой островки оседлой цивилизации в мире кочевных племен.
Сатрапии были обложены налогами, собираемыми персидскими наместниками. Но Ахемениды не ущемляли и местную аристократию, сохранившую должности и привилегии. Они также взимали в свою пользу налоги с местного населения. Эти поборы были настолько обременительны, что время от времени возникали волнения, подавляемые центральной властью. В пользу этого факта говорит то, что во время ослабления персидского государства на территории Средней Азии постоянно вспыхивали восстания, с трудом подавляемые сатрапами и правителями.
Во время последних лет царствования Камбиза и начало правления Дария I волнения охватили Маргиану и Парфию. Не утихали и разорительные набеги кочевников. Поэтому, Дарий I в $519$ году до н.э. предпринял поход против племени сааков и даже взял в плен их предводителя. Вместо него, был поставлен другой правитель, согласившийся стать вассалом персидского царя. С приходом же к власти Дария I и началом реформирования налоговой и административной системы, для восточных областей наступало время относительного спокойствия. Развивались и процветали города, ремесло и торговля. Постепенно к $IV$ веку до н.э. власть Ахеменидов значительно ослабевает и многие земли, как например Хорзем, получают независимость.
Период $VI — IV$ века до н. э. был очень важен в истории Средней Азии. В это время произошло формирование классового общества, зарождались оазисные государства. Конечно, большую часть времени территории провели под властью династии Ахеменидов, что с одной стороны нарушило ход исторического развития, препятствовало обретению политической самостоятельности. Дополнительные налоги, уплачиваемые в казну Персии, отрицательно сказывались на местной экономике. Но, оно же подтолкнуло к развитию классового общества, способствовало усилению международной торговли, культурных связей, что положительно сказалось на росте культурной и экономической жизни региона.