Додинастический период (конец $V$ тыс. – сер.$IV$ тыс до н. э.) - последний доисторический период на территории Египта, который характеризуется завершением распределения родоплеменных отношений и образованием социально дифференцированного общества и как следствие, возникновением первых древнеегипетских рабовладельческих государств (вторая пол. $IV$ тыс. до н. э.).
Первый додинастический период
В начале $4$ тыс. до н.э. оседлый земледельческий образ жизни становится господствующим у племен нильской долины, которые представлены амратской и негадской культурами, обнаруженными на территории Верхнего Египта. Появляются поселения, с укрепленными стенами, что свидетельствует об оседлости вследствие всё большего развития ирригационного земледелия. Растет количественный состав населения, о чем говорят могильники этой культуры – они крупнее бадарийских. Расширяется производство металлических изделий: кроме медных предметов обихода появляются первые золотые украшения. Черная и красная керамика украшается резными и расписными узорами, символические знаки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения частной собственности (сосуды с одного захоронения имеют обычно один и тот же знак). С этого времени до нас дошли также статуэтки пленников, со связанными сзади руками. Скорее всего, они выполняли функцию прислуги.
Имущественное расслоение было ещё незначительным: люди того времени мало отличались друг от друга по уровню своего богатства. Найденные погребения не позволяют выделить такие, что отличались бы особенной роскошью от остальных и поэтому могли бы принадлежать племенным вождям, которые хотя бы в некоторой степени приближались по своему положению к древнейшим царям. Таким образом, можно сказать, что общество сохраняло еще относительную социальную однородность.
Второй додинастический период
В середине $IV$ тысячелетия на смену амратской культуре приходит герзейская культура. Развитию орошения приводит к увелечению урожайности земледелия, и родовая земледельческая община трансформируется в соседскую. В ней происходит социальная дифференциация и разделение труда - ремесло отделяется от земледелия, скотоводство вытесняет охоту.
Формируется слой «знатных», состоящий из военной верхушки (вождя и воинов), о чем свидетельствует появление богатых захоронений, и элиты (состоятельных общинников), служителей культа. Этот слой господствовал над основной массой населения – земледельцами и скотоводами. Захваченные в результате военных действий пленные образуют пока еще малочисленную категорию рабов.
Необходимость поддержания и расширения ирригационных систем требовала объединения общин в более крупные образования. Независимо от того, каким путем происходило объединение (мирным или насильственным), одна из общин так или иначе занимала господствующие позиции по отношению к остальным. Именно ее селение превращалось в административный, военный и религиозный центр объединенной общины, а ее элита захватывала политические, военные и жреческие функции. Со временем процесс объединения привел к появлению к концу $34$ в. до н.э. крупных территориальных образований – номов, которые сегодня считаются первыми протогосударствами Древнего Египта. Во главе нома стоял номарх, бывший родовой старейшина, а теперь, с появлением государства, местный царек, который был главным администратором, возглавлял номовое ополчения, выступал в роли верховного жреца номового культа, руководил ирригационным строительством. В $33$ в. до н.э. возросшая потребность в создании общеегипетской оросительной системы обусловила политическое объединение всей долины Нила. В результате борьбы номов за политическое господство возникло два государства – нижнеегипетское со столицей в Буто и верхнеегипетское со столицей в Нехене (Иераконполь).
Основным религиозным культом в Нижнем Египте стал культ Сета, а в Верхнем Египте – культ Гора.
Ранее царство
В последние два века $IV$ тысячелетия в Египте наступила эпоха борьбы за власть. Завершилось объединение номов на севере и юге, и теперь необходимо было решить, кто станет царем всей долины Нила. Нижний и Верхний Египет вели постоянные войны за контроль над египетскими территориями. Военный конфликт завершился покорением Нижнего Египта царем Нармером из Верхнего Египта около $3200$ года до н.э. Нармер объединил корону Нижнего и Верхнего Египта, и создал таким образом единое Египетское государство. Об этом свидетельствует найденная в $1898$ году в Иераконполе «Палетки Нармера», на которой один и тот же фараон изображен в коронах Верхнего и Нижнего Египта одновременно. Династия Нармера (её называют «Нулевой») стала первой общеегипетской династией. На смену ей пришла $I$ династия, из верхнего Египта - города Тин. Ее родоначальник Мина (Мин или Менес) для объединения государства создал на границе Нижнего и Верхнего Египта новую столицу – Мемфис. Правление $I$ династии было относительно стабильным периодом, что позволило одному из ее представителей, Джеру, осуществить успешные военные походы за пределы Египта. Постепенно египтяне установили контроль над Синайским полуостровом.
Однако в правление $II$ династии усилился сепаратизм в Нижнем Египте, который стремился выйти из-под власти Верхнего Египта и отвоевать свою независимость. Стремясь подавить эти движения, цари прибегали как к насилию, так и к политике примирения. Но, по-видимому, к концу царствования $II$ династии Нижний Египет был покорен.
Об особенностях государственного устройства Египта Раннего царства нам известно, прежде всего, по исследованиям царских гробниц в Абидосе и современной Саккаре к западу от Мемфиса (эти города служили в качестве царских резиденций), а также по захоронениям вельмож. В эпоху Раннего царства сформировался многочисленный государственный аппарат, который обеспечивался государственным землевладением - крупными хозяйствами, в которых трудились принадлежащие государству подневольные работники. Существовали сельские общины, обязаны государству налогами и повинностями. В больших масштабах проводились ирригационные работы. Кроме хорошо известных египтянам медных орудий также широко распространенными были и каменные орудия труда.
При царствовании $I-II$ династий с регулярностью в два года повторялся церемониал «прохождения Гора» - возможно объезд царем всей страны. В идеологии ощущалось осознание единства страны, и отказ от понимания Нижнего Египта как покоренной территории. Титул царя теперь включал сопоставление с уважаемыми на юге и на севере страны божествами Сета и Гора, и звучал как «царь Верхнего и Нижнего Египта». Сам же термин «фараон» входит в употребление как аллегорическое обозначение царя позже. В ходе централизации культ почитания Гора - изначального бога царей Верхнего Египта - распространяется по всей стране.
Египтом поддерживал активные контакты с внешним миром. Каменные сосуды египетского производства периода Раннего царства находят по всему Восточному Средиземноморью; египтяне доставляют из Финикии и Сирии дерево для строительства (дуб и ливанский кедр), ввозят с Синайского полуострова малахит, медь и бирюзу, изучают пути по Ливийской и Аравийской пустыням. Египет сохраняет контроль над Северной Нубией, установленный еще при Менесе. Цари $I$ династии воюют на азиатских рубежах, и захватывают там богатую добычу: пленников и скот.
К середине правления $II$ династии, около середины $XXIX$ века до н. е., Египет настигли потрясения. Царь Сехемиб меняет свое имя, связанное с Гором, на «Периибсен», отождествляя себя при этом с мифологическим врагом Хора Сетом, и переносит столицу из Мемфиса в Абидос. Нижний Египет взбунтовался против него, потому что по-прежнему почитал Гора. Этот распад страны был вызван в равной степени борьбой внутри царского дома, и проявлениями нижнеегипетского сепаратизма.
Единство Египта восстановил последний царь $II$ династии Хасехемуи. Базой Хасехемуи был Верхний Египет; Нижний Египет он завоевал, подвергнув сокрушительному разгрому (надпись на его статуи говорит об истреблении или похищения почти тысяч человек). Так единство Египта было возобновлено, и он вступил в новый период – период Древнего царства.