Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Израильское и Иудейское царства

Создание Израильско царства

В первой половине $І$ тысячелетия до нашей эпохи появилось новое политическое образование. Оно сформировалось как результат союза $12$-ти древнееврейский племен (колен), вторгшихся на территорию Палестины и покоривших ряд ханаанских стран. Древнееврейские племена сохраняли еще черты варварских порядков по $XII—XI$ до н.э. Вожди были выборными и они же были верховными жрецами, а в военное время - командовали ополчениея, в мирное – разбирали тяжбы соплеменников потому и назывались «судьями». Переход к оседлой жизни, формирование ремесла и зарождение торговли ускорил имущественное деление, постепенно начал образовываться класс состоятельных собственников и рабовладельцев которым была необходима сильная администрация для охраны собственных интересов. Для реализации этой задачи на смену выборных вождей пришли цари с наследственной властью. Формированию государственности содействовала и внешняя угроза, исходящая от филимистян, с которыми древнееврейские племена вели продолжительные войны.

В ходе этих воин единым царем был избран Саула, власть которого признали все еврейские племена. Саул назначал военачальников, наделял их полями и виноградниками, что привело к зарождению служилой военной знати. Но он оказался неудачным полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, покончил с собой, по легенде бросившись на собственный меч.

Преемником Саула был его зять Давид ($1000-965$ гг. до н.э.), который проводил политику централизованной монархии, присоединил Иерусалим и сделал его столицей собственного королевства. Давид создал государственный аппарат управления, во главе которого стоял высший сановник, и личную гвардию из филистимлян и наёмников с Крита. Распоряжения царя Давида о проведении переписи народонаселения с целью обложения всех налогами вызвало сильные народные возмущения. Внешняя политика царя была вполне успешной: он заключил мир с филистимлянами и продвинул южные рубежи царства по Акабского залива.

Отделение Иудеи

Преемником Давида стал его младший сын Соломон ($965-935$ г. до н.э.). Предания говорят о великой мудрости Соломона, рисуют его проницательным и справедливым судьей и даже приписывают ему создание нескольких литературных произведений, вошедших в Библию. На самом деле Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом с деспотическими замашками, и, не размышляя, избавлялся от всех кто стоял у него на пути.

«Израильское и Иудейское царства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Немало внимания в эпоху правления Соломона уделялось строительству. Основывались дворцы, храмы, восстанавливались ханаанейские города, строились новые. В Иерусалиме Соломон воздвиг богатый храм в честь бога Яхве. Содержание большого царского двора и размах развернувшегося строительства требовало огромных средств, поэтому увеличивался налоговый гнет населения. Вся территория Израильско-Иудейского королевства была разделена на двенадцать округов, каждый из которых обязан был снабжать царя и двор продовольствие один месяц в году. Помимо этого также была введена трудовая обязанность, которая легла только на покоренное ханаанейско-аморейское население, а в дальнейшем и на самих израильтян, которые были обязаны работать $4$ месяца в году на царских стройках.

Храм Соломона (реконструкция)

Рисунок 1. Храм Соломона (реконструкция)

К концу правления Соломона внешнеполитическое состояние страны осложнилось. На северной границе возникло мощное Дамасское царство. Большая часть племен ($10$ колен Израилевых) отделилась от Иудеи и основала новое Израильское царство со столицей в городе Самария на севере единой до этого державы под властью царя Иеровоама $І$. Династия Давида продолжила господствовать на юге страны в Иудее, сохранив столицей Иерусалим. Теперь Иудейское царство включали территории надела Иехуды, Шимона, Биньямина, а первым царем собственно Иудеи стал сын Соломона Ровоам. В конце $VI$ в. до н.э. Иудейское царство завоевала Вавилония.

Разделенные Израильское и Иудейское царства

Рисунок 2. Разделенные Израильское и Иудейское царства

В это время Египет, воспользовался ослаблением и раздробленностью страны. Около $930$ г. до н.э. египетский фараон Шешонк совершил опустошающий поход в Палестину, разорив Иудейское и Израильское царства. Однако при наместниках Шешонка ослабел и Египет, так и не восстановив былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения в Израиле и Иудее

В первой половине $I$ тысячелетия до н.э. в Палестине отмечается рост товарного хозяйства. В огромных городах возникали целые ремесленные и торговые кварталы, за городом основали отдельные посёлки гончары, плотники и ткачи. Расширялась торговля с финикийским Тиром, куда основным образом вывозили пшеницу, а избытки зерна сбывали на внутреннем рынке. Формирование товарно-денежных отношений закономерно привело к разложению общин. Общинные поля, сады и виноградники стали продавать сторонним лицам, лишая таким образом общину возможности их использования.

Совместно с общинным землевладением возникла и личная земляная собственность. Царские земли жаловались аристократам и чиновникам за службу. Усилилось имущественное разделение, обострились классовые различия, сообщество поделилось на 4 сословия: светская аристократия (вельможи и князья); духовная аристократия(жрецы и профессиональные пророки); «люд земли» — основная масса лично свободного населения, обладавшая общинными наделами, несшая военную повинность и выплачивающая налоги; чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Нищие общинники становились жертвами насилия со стороны ростовщиков и королевских чиновников.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые хоть и составляли небольшую часть населения страны, но с развитием ремесел и товарного земледелия, их число росло, так как требовался подневольный труд. Источники пополнения невольнической силы были разнообразными. В основном рабами становились пленные завоеванных территорий, взрослых мужчин традиционно убивали (время от времени миловали и высылали на каторжные работы), а в рабство попадали женщины и дети. Женщины становились наложницами, дети воспитывались рабами. При появлении детей от свободного общинника и рабыни они нередко оставались в доме отца в качестве младших членов семьи фактически на положении рабов с тем только отличием, что их невозможно было продать.

Замечание 1

С развитием торговли огромное значение обретает рабский труд, их купля-продажа становится обычным занятием. Рабов делят на «рожденных в доме» и «купленных». Делаются попытки обращать в вечное рабство неплатежеспособных должников. Широко использовался труд кабальных должников и «сыновей рабыни», что было характерной приметой рабства на всем Древнем Востоке, раб откровенно приравнивался к животному. Беспощадная эксплуатация бедняков и рабов вызывала недовольство возмущение. Упоминаются случаи побегов рабов и переговоры об их выдаче.

Дата последнего обновления статьи: 23.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot