Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Восточное Средиземноморье в первой четверти I тыс. до н. э.

Определение 1

Восточное Средиземноморье – это район, включавший в себя земли от предгорий Тавра до Египта.

Тиро-Сидонское царство в X-IX веках до н.э.

Тиро-Сидонское царство стало монополистом в международной торговле в масштабах Средиземноморья. Расцвета оно достигло в 969–936 годах до н. э. при царе Хираме, контролировавшем колонии подвластных финикийских городов. При нем развернулось строительство в цитадели Тира. В X–IX веках до н. э. финикийцы не вели войны на материке: их внимание было нацелено на морские пути.

Финикийские купцы, если это было возможно, легко превращались в пиратов, силой похищая людей, чтобы продать их в рабство. Часть рабов использовалась в Финикии в качестве гребцов или чернорабочих.

Статья: Восточное Средиземноморье в первой четверти I тыс. до н. э.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В IX веке до н. э. греки изгнали финикийцей из Эгеиды и те возобновили колонизацию Западного Средиземноморья, где возникли новые финикийские центры, в том числе Карфаген (823 год до н. э.). Стремление царей к установлению деспотического правления вызывало противодействие крупных рабовладельцев и купцов. Олигархические тенденции в Тире возобладали, и в конце IX века до н. э. царская власть ослабела.

Возвышение Ассирии

На первое место среди государств Сирии вышло Дамасское царство, экономика которого строилась на развитом скотоводстве, производстве оружия и транзитной торговле шерстью. Часто цари Дамаска носили титул «Сын Бога Бури», воспроизводивший титул хурритских царей.

В середине IX века до н. э. Дамаск сыграл решающую роль в отражении нашествий на регион Ашшурнацирапала II и Салманасара III. В 853 году до н. э. коалиция дамасского властителя Бен-Хадада II и израильского царя Ахава, в битве при Каркаре отразила 120-тысячное войско Салманасара. Правда, в 841 году до н. э. он разгромил армию Дамаска и осадил город, но не сумел взять его. До начала VIII века до н. э. Ассирия пыталась покорить Восточное Средиземноморье, но не могла закрепиться.

«Восточное Средиземноморье в первой четверти I тыс. до н. э.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В конце IX века до н. э. дамасский царь Бен-Хадад III проник в Южную Палестину и начал получать дань от Иудеи. Однако в 796 году до н. э. Дамаск был принужден к дани ассирийским царем Ададнерари III, захватившем здесь железо. Ассирия при нем контролировала Восточное Средиземноморье, но в начале VIII века до н. э. ослабела под ударами Урарту и потеряла владения к западу от Евфрата.

Формирование и развитие древнееврейского государства

В Израиле Давид (1010–970 годы до н. э.) пытался создать централизованную надплеменнную военно-бюрократическую монархию. При нем присоединенный Иерусалим стал столицей царства. Во главе государственного аппарата стоял верховный сановник. При царе была сформирована преданная ему лично гвардия из чужеземных наемников – критян и филистимлян. Давид в ходе масштабных завоеваний подчинил Филистию, Заиорданье и южносирийских арамеев.

Его сын Соломон был властолюбивым монархом, отказавшимся от активной внешней политики и растратившим оставленный Давидом политический капитал. Он перенес опору власти на храмовую бюрократию, увеличившуюся в связи со строительством храма Яхве, увеличил налоги. Наконец, засилье южного племени Иуда при Соломоне стало очевидным.

Недовольные 10 северных племен после смерти Соломона объединились и образовали царство, принявшее название Израиль. Его столицей в IX веке до н. э. стала Самария. За Иерусалимским царством, где правила династия Давида, по главному племени закрепилось название Иудея. Оба царства то враждовали друг с другом, то создавали подобия конфедерации.

Распадом Израиля воспользовался Египет: около 926 года до н. э. фараон Шешонк совершил поход в Палестину, подчинив и Иудею, и Израиль. Однако оба царства после его смерти вышли из египетской зависимости, а сам Египет не имел сил на новое вторжение.

В IX–VIII веках до н. э. Иудея и Израиль постепенно входят в полосу кризиса.

Замечание 1

Как и в других кочевых обществах, перешедших к оседлости и выработавших государственность, у евреев в первой половине I тысячелетия до н. э. развивались частновладельческие отношения.

Процесс шел за счет роста притеснений племенной и столичной верхушек над народной массой, а также за счет естественных дифференциации и развития товарно-денежных отношений. Эти факторы стали причинами концентрации имущества и земли, разорения и закабаления рядовых общинников.

Пропасть между аристократией и ее рядовыми общинниками быстро росла. Одновременно с этим слабел общинный строй: поля общины продавались посторонним лицам. Перешедшие в частные руки общинные участки, а также розданные придворным земли государственного фонда составляли сектор частного землевладения. Население делилось на 4 сословия:

  • светская аристократия;
  • жреческая аристократия;
  • так называемый народ земли –масса свободного населения, владевшего общинными наделами и обязанная платить налоги и служить в ополчении;
  • чужеземцы, ограниченные в правах.

Нижнюю ступень социальной лестницы занимали рабы и кабальные должники, чье число возрастало. Главным объектом эксплуатации оказалась масса рядовых общинников, и это воспринималось очень остро, так как в обществе оставались живые представления о традициях солидарности. Неприятие рядовых общинников вызывала властная верхушка, включая храмы.

В верхушке общества положение было осложнено культовыми проблемами. Для евреев, осознававших себя в Палестине пришельцами, вопрос об обращении к местным божествам за покровительством вставал очень остро. Для израильских царей этот вопрос имел особенный аспект: сохранение центра почитания Яхве на территории Иудеи побуждало их искать иных покровителей. Царь Ахав (середина IX века до н. э.) использовал финикийского Баала. На фоне развернувшегося противостояния храмов разных божеств и военной знати в конце концов сформировался «жреческий монотеизм».

Определение 2

«Жреческий монотеизм» – это комплекс представлений жрецов о необходимости обеспечить Яхве исключительное положение и запретить на общегосударственном уровне почитание других богов.

Социальные противоречия в израильско-иудейском обществе отозвались социокультурным процессом – «пророческим движением». В VIII–VI веках до н. э. библейские пророки – не связанные с жречеством проповедники, выступавшие от имени бога Яхве, – выработали концепцию абстрактного универсального божества, творца истории и единственного источника этики и бытия. В конце времен ожидалось появление мессии, которому было суждено спасти Израиль от социальной несправедливости и языческой скверны и приобщить мир к почитанию Яхве. Впоследствии составивший ядро иудаизма пророческий монотеизм был первой догматической религией, подчиняющей образ жизни и этику своих носителей безусловной норме, претендующей на абсолютный авторитет. Этими чертами пророческий монотеизм противостоял религиозной практике на Ближнем Востоке, в том числе и древнееврейской. Поэтому сначала он не был широко распространен. Приверженность проявляли только самые радикальные, маргинализованные элементы. Однако в условиях роста общественной нестабильности такие элементы становились грозной силой, тем более, что пророческий монотеизм оказывал концептуальное влияние на жреческий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot