Вазопись
Древняя Греция вошла в историю мировой культуры благодаря прекраснейшим произведениям скульптуры и вазописи. С тех времен сохранилось очень малое количество истинно греческих подлинников. Большинство произведений доступных нам, представляют собой копии римских мастеров.
Изобразительное искусство Древней Греции представлено в основном вазописью. Греки к гончарному ремеслу относились, прежде всего, как к искусству, а уже во вторую очередь как к производству посуды для быта.
Самое древнее сохранившееся произведение — это вазы из Дипилона, относящиеся к $8 веку до н.э.$ Вазы достигали высоты до полутора метров и являлись надгробными памятниками около греческих поселений. Поверхность ваз украшалась орнаментом, состоящим из кругов, треугольников, ромбов или квадратов, называющимся геометрическим. Изображения воинов и колесниц, мужчин и женщин, птиц и животных наносились на вазу поясами и создавали ритм кругового движения.
Одним из самых выразительных произведений вазописи является амфора из Дипилона. Поверхность вазы состоит из горизонтальных лент, заполненных геометрическим узором. В самой широкой части вазы изображена сцена оплакивания умершего грека, находящегося в окружении плакальщиков с обращенными к небу руками. Их тела вазописец уподобил треугольникам, а руки обозначил ломаными линиями. Все это выражает экспрессию чувств и подчеркивает идею о бренности человеческого бытия.
Мифология в изобразительном искусстве
К 6 веку до н.э. в вазописи сформировался чернофигурный стиль, который выражался в обозначенным контуром изображений. Контур наносился на глиняную поверхность густым черным лаком. Естественный цвет глины, при этом, подчеркивали охрой, и после обжига она обретала оранжево-красный ровный тон. На данном фоне очень четко выделялись силуэты животных и людей. Орнамент идеально сочетался со сценами, размещенными свободно на стенках сосудов. С течением времени вазы становятся меньше и изящнее по форме, все чаще на них изображаются мифологические сюжеты.
Крупнейший мастер чернофигурной керамики - Эксекий. Свои произведения он подписывал слогоном: «Эксекий сделал». Темами его росписей были преимущественно мифологические сюжеты: подвиги Геракла, битва греков с амазонками, сцены из «Илиады» Гомера. Каждое из произведений этого мастера отличает гармония формы вазы и росписи, строгая лаконичность манеры письма, внутренняя экспрессия.
Истинным шедевром среди ваз Эксекия стала амфора с изображением Ахилла и Аякса, которые играют в кости. Эта композиция построена с высоким мастерством. Спины героев сюжета соединяются в большой полукруг, очень символично ограничивая внутреннее пространство, внутри которого реализуется мучительный выбор между смертью и жизнью. В игре они совсем забыли о войне между ахейцами и троянцами.
Изобразительное искусство периода классики
В период раннего классицизма активно развивалась вазопись краснофигурного стиля. Свободные части ваз покрывались черным лаком, при этом фигуры обводились контуром и оставались не закрашенными. Тоненькой кистью или птичьим пером внутри красного силуэта прорисовывали линиями черты лица, прическу, складки одежды. Данная техника позволяла передавать движение фигур в разных ракурсах. После обжига лак обретал зеркальную поверхность с благородным оливковым оттенком, при этом светлые фигуры четко выступают на этом фоне. Мифологические сюжеты сменились реалистичными жанровыми и бытовыми сценами.
Еще одна известная композиция - «Прилет первой ласточки» мастера Евфрония, запечатлевшего на вазе диалог старика, юноши и мальчика. Художник отразил обыденную, повседневную жизнь людей. Взгляды персонажей сюжета обращены в небо, к летящей ласточке. Надписи, которые сопровождают изображение, нанесены пурпуром и передают очарование и поэтичность сцены. Юноша восклицает - «Смотри, ласточка!», а мужчина отвечает: «Правда, клянусь Гераклом!». А мальчик кричит: «Вот она!». Мастер же добавляет: «Наступает весна».
В период классицизма широкое распространяется скульптура, передающая портретные черты и эмоциональное состояние человека.