Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кюн, Рейнак и их теории о первобытном искусстве

Первобытное искусство

Первобытность не рассматривается как первая стадия развития человечества, имеющая обязательный набор социальных, духовных, экономических характеристик. Смысл понятия «первобытности» состоит в том, что это эпоха, предшествующая возникновению чего-то, например, письменности.

Исходя из этого, первобытное искусство будет очень обширной категорией. Оно на этом основании может включать изобразительные памятники всех обществ каменного, бронзового и железного веков – это были бесписьменные и безгосударственные общества.

Периоды рервобытного искусства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Периоды рервобытного искусства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Из числа первобытных искусств, при более сдержанном подходе, исключаются бесписьменные культуры. Они существовали по соседству с цивилизациями, которые оказывали на них влияние.

Кикладское или скифское искусство, в этом случае надо рассматривать отдельно. Близкую пару первобытному искусству генетически составляет традиционное искусство, сохранившееся с древних времен до сегодняшнего дня. Для многих стран традиционное искусство является частью современной культуры.

Изолированные от цивилизации общества нельзя уравнивать с первобытными. Аборигены Австралии, например – это общество, которое эволюционировало своеобразно и далеко от цивилизации.

Первобытное и традиционное искусство имеют сходство. Искусство народов Крайнего Севера, австралийцев и бушменов сходно с искусством каменного века.

Искусство африканских, малазийских скотоводов и земледельцев, знакомых с металлом, имеет черты сходства с искусством эпохи бронзы. Первобытное и традиционное искусство в смысле неумелости не будут являться примитивными.

«Кюн, Рейнак и их теории о первобытном искусстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Есть, однако, и такие, кто находит в творчестве первобытного мастера недостатки, не отказывая ему в умелости и, критикуя его творчество с позиций более совершенного искусства.

Отдельным вопросом в первобытном искусстве является композиция и то, что современному человеку кажется хаотичным, для древних людей было наполнено определенным смыслом.

Для первобытных людей характерным было синкретическое единство религиозного культа, познавательной деятельности и искусства. Синкретическим было и само искусство – в ритуальное действие входил танец, музыка, пантомима, рисунки.

Первобытный обряд можно представить по ритуалам современных традиционных обществ и то приблизительно. Воочию из первобытных искусств можно наблюдать изобразительные памятники.

Никаких следов изобразительной деятельности не оставили, например, австралопитеки, хабилисы, эректусы. Спорным является вопрос наличия искусства у неандертальцев.

Таким образом, конкретные изображения в виде фигур относятся к деятельности Homo sapiens в верхнем палеолите. Современные исследования показали, что у искусства не было единого центра зарождения и, по всей вероятности, оно возникло в Африке, Австралии, Восточной Сибири, Западной Европе примерно в одно и то же время.

Существующие гипотезы в отношении происхождения искусства имеют свои недостатки. Шер Я. считает, что возникло оно параллельно с членораздельной речью как естественная информационная система в связи с теми изменениями, которые происходили в сознании первобытного человека.

По мнению Л. Вишняцкого, возникновение искусства связано с усложнением и увеличением объемов информации о человеке и окружающем его мире. Эту информацию надо было не только сохранить, но и передать потомкам.

Герберт Кюн и его взгляд на первобытное искусство

Г?ерберт Кюн – религиовед, историк искусства и философ родился в 1895 г. В течение длительного времени он был лучшим знатоком культуры последнего ледникового периода, отделявшим себя от доктрин, господствовавших в то время, а именно доисторика А. Брейля и немецкого исследователя Гуго Обермайера.

Его интерпретации, как считали коллеги, были смелыми и щедрыми, а многочисленные публикации приближали искусство палеолита к заинтересованной публике.

Кюн исследовал более 120 пещер Европы, где были изображения, гравюры и скульптуры ледникового периода, дав им свою интерпретацию. Являясь пионером изучения искусства ледникового периода, он занимался ещё хронологическим, культурным, стилистическим развитием искусства верхнего палеолита и был близок к объектам своей науки.

Его заслуга заключается в том, что двигаясь своим методологическим и научным путем, он заставил говорить наскальные рисунки. В своей работе по систематизации и интерпретации древнейшего искусства, он применял особые интерпретационные искусствоведческие подходы.

В основе его метода, разработанного в 1950-е годы, были положены специфически современные аспекты, результаты которого он применял к развитию всего человечества. По его мнению, живопись развивалась во все культурные эпохи от первых натуралистических выражений до крупных абстракций.

Это было ценным вкладом ученого в исследования истории искусства. Исследовательской целью Кюна была интерпретация наскального искусства. Наскальную живопись верхнего палеолита он всегда связывал с магическими идеями и обрядами, которые играли свою роль в охоте и плодородии.

Интересовался он и развитыми культурами Древнего Египта, Месопотамии, Индии, классическими культурами Древней Греции и Древнего Рима.

Для него искусство было формой религиозности, он считал, что религия и искусство связаны между собой.

В 1960-е годы Кюн наводит между прошлым и настоящим философские, религиозные и исторические мосты. Он считает, что целью человека является свобода и человеческое достоинство.

Одной из крупнейших работ Кюна стал трехтомный труд «Предыстория человечества – культура и история». Последним и монументальным его трудом стала работа, посвященная «Истории доисторических исследований». Работа эта является стандартной и незаменимой для всех студентов по доисторической археологии.

Рейнак о пещерном искусстве

Длительное время ученые Запада развивали магическую концепцию происхождения искусства исходя из того, что оно возникает из магических обрядов. Эту концепцию одним из первых сформулировал Соломон Рейнак – французский археолог и историк.

По его мнению, возникновение древнейших произведений искусства связано с магическим происхождением самого искусства, смысл которого – магия, колдовство древних охотников.

Взгляд Рейнака поддерживался большинством французских исследователей, бывавших в пещерах. Герберт Кюн – немецкий исследователь первобытного искусства, был сторонником этой магической концепции.

Искусство является дорогой человека к раскрытию вечной тайны божества.

Теория Рейнака происхождение искусства выводит из религии, из магических верований и получает творческое развитие в трудах многих исследователей, например, австрийца Э. Фишера, советского скульптора и антрополога М. М. Герасимова. Герасимов считал, что древнейшее искусство своим развитием обязано первобытным верованиям и вряд ли это можно оспаривать.

Статья Рейнака «Искусство и магия», вышедшая в 1903 г. предопределила на последующие 50 лет ход разработки проблемы. В его статье был сформулирован и обоснован тезис о связи магических ритуалов и древнейших изображений.

Позаботился он и о том, чтобы отстоять свой приоритет как основателя новой гипотезы.

Первобытному обществу искусство не было чуждым. Оно уже существовало в той татуировке, которая покрывала тело дикаря. Изучение первобытного искусства может идти двумя путями – первый путь заключается в наблюдении за дикарями, а второй – это изучение следов, глубоко погребенных в почву. Оба эти метода, считал Рейнак, ведут к одному результату.

Многие пещерные изображения связаны с магическими верованиями охотников палеолита. Фигуры животных на этих рисунках испещрены «ранами» от дротиков и копий. Древние охотники метали свое оружие в рисунки зверей, отправляясь на охоту. По всей вероятности, они полагали, что после этих магических ритуалов их промысел будет удачным.

Гипотеза Рейнака о магическом происхождении искусства имеет и обратную сторону. Первым, кто сформулировал и обосновал магическую гипотезу происхождения искусства, был популяризатор науки, петербургский журналист Л. К. Попов, сформулировавший свою гипотезу задолго до Рейнака.

Его научно-популярная книга «Из первобытной жизни человека» была опубликована в 1880 г. Свои аргументы и идеи Л. К. Попов представил на французском и английском языке, однако его гипотеза осталась незамеченной у современников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 16.03.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot