Национальная система информационной безопасности — это обеспечение национальной информационной безопасности на базе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов при взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Введение
Понятие национальной информационной безопасности выступает как комплексное понятие, по-разному раскрываемое в разной опубликованной документации, различных учебниках, работах экспертов. Она не должна ограничиваться лишь информационной безопасностью страны. Доктрина информационной безопасности предполагает, что объектами защиты должны стать баланс интересов граждан, общества и государственных органов власти. Без наличия безопасности информационных интересов граждан не получится воспринимать государство как субъект общественных договоров и гаранта суверенитета, при отсутствии которого защита граждан не представляется возможной. Также внутри этого понятия располагается и защита информационной инфраструктуры, которая должна осуществляться программными, физическими и техническими средствами, а также обеспечение безопасности научных разработок и ноу-хау.
Следовательно, под национальной безопасностью в цифровом пространстве, в том числе и обеспечение информационной безопасности личности, общества, государства и инфраструктуры, следует понимать состояние защищенности информационной среды, гарантирующее соблюдение прав и законных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. А также должна быть в полной мере обеспечена их защита, реализация и возможности развития независимо от числа и качества внутренних и внешних угроз.
Национальная система информационной безопасности
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 2016-го года декларирует, что в ситуации, когда национальная безопасность в области информации является обеспеченной, то формируется общество, в котором:
- Выполняется беспрепятственное и полноценное осуществление конституционных прав граждан.
- Должен быть обеспечен высокий уровень жизни граждан.
- Должен охраняться суверенитет, территориальная целостность и постоянное экономическое развитие.
- Возникающие угрозы обороне и безопасности страны должны своевременно и полностью отражаться.
Дать оценку состоянию безопасности можно по объективным параметрам. Полномасштабная система информационной национальной безопасности должна определяться совокупностью следующих основных параметров:
- Способностью страны и органов государственной власти гарантировать сохранность и целостность информационных ресурсов и беспрепятственное передвижение информационных потоков, которое требуется для нормальной работы государственных и общественных систем
- Возможностью достойно противостоять любым типам угроз, которые возникают в национальном и международном информационном поле, включая угрозы информационной инфраструктуре, финансово-кредитной системе, компьютерным сетям, а также безопасности научных разработок.
- Способности в информационном поле противодействовать психологическому воздействию на граждан и другие страны, которое направленно на нарушение внутренней стабильности и ухудшение образа государства на международной арене.
- Выработка у граждан и организаций навыков самостоятельного противостояния информационным угрозам, умения применять для этого все передовые программные и технические средства.
- Наличие постоянной готовности к противостоянию различным типам угроз, включая созданные с помощью самых новых технологий, а также гарантия безопасности собственного инструментального набора средств защиты.
В основании национальной информационной безопасности должны находиться технические, программные и научные ресурсные возможности, которые, при этом, сами могут считаться объектами защиты, но способны обеспечить безопасность. Увеличение уровня мощности данного ресурса должно стать одной из главных задач страны в цифровую эру.
За прошедшие последние десятилетия мир сильно поменялся, и практически все средства коммуникации, финансовых трансакций, информационных архивов расположились в сети Интернет. Это позволило увеличить уровень их доступности для третьих лиц в сравнении с эпохой только материальных носителей, и, естественно, наряду с доступностью повысился и уровень их уязвимости.
Интересы личности и общества, которые выражаются в безопасности информации или в защите от разрушительных информационных воздействий, все время подвержены угрозам, в основании которых заложен не только коммерческий, но и психологический или идеологический интерес.
Интересы государств в сфере информационной безопасности, при этом, тоже подвержены ударам не только хакерских атак, но и отдельных стран. Доктрина информационной безопасности, которая была принята в 2016-ом году, в перечне угроз приводит стремление отдельных стран оказывать доминирующее влияние в международном информационном поле. Это может выражаться не только в систематическом уменьшении значения международных организаций, включая непризнание значимости формируемых ими документов международного права в сфере информационной безопасности, но и в отдельных практических действиях.
Информационные технологии в сегодняшних реалиях обладают глобальным трансграничным характером, что означает наличие больших трудностей как в их регулировании на национальном уровне, так и в безошибочном выявлении источников угроз. Непрерывный анализ колебаний ситуации в цифровой сфере оказывает существенное влияние и на вектор направления усилий политических деятелей. В такой ситуации национальными интересами России в информационной сфере, как внутренней, так и международной, должно стать обеспечение прав и свобод граждан, их личных интересов в информационной области.