Интернет-магазин (или виртуальный магазин) – это представительство в сети Интернет в виде веб-сайта, выполняющее действия по продаже товаров и услуг пользователям Интернета.
При организации интернет-магазина его сотрудники (продавцы, кассиры) могут быть территориально разобщенными с возможностью общения и обмена информацией между собой или с покупателями с помощью электронных средств связи.
Принцип электронной торговли в интернет-магазине основан на принципе традиционной торговли.
Т.к. основное назначение интернет-магазинов – электронная торговля, они являются полноценными системами электронной коммерции.
Сравнительная характеристика традиционной и электронной торговли
Торговля в сети Интернет более гибкая, так как электронная торговля, используя цифровую информацию в компьютерных сетях, облегчает сотрудничество людей.
Как и любой сайт, интернет-магазин имеет доменный адрес и состоит из целого ряда гипертекстовых страниц.
Преимущества и недостатки интернет-магазина для владельца
Среди преимуществ интернет-магазина можно назвать:
- уменьшение численности персонала ввиду сокращения объема взаимодействия с клиентами;
- простота и дешевизна аренды дискового пространства и размещения «электронной витрины»;
- отсутствие кассового обслуживания и т.д.
Виртуальные магазины сегодня все чаще используются для проведения маркетинговых исследований. Клиент или посетитель интернет-магазина заполняет анкету, которая предлагается ему магазином, что позволяет без особых затрат изучить потребности и вкусы потенциальных покупателей.
К недостаткам интернет-магазинов отнесем:
- необходимость наличия хороших каналов связи и аппаратно-программного обеспечения;
- существенный рост доли доставки в себестоимости;
- «синдром недоверия», т.к. в Интернет-торговле покупатель мало защищен от недобросовестного продавца;
- риск сделки из-за хакерских атак.
Преимущества и недостатки интернет-магазинов для покупателей
Преимущества Интернет-магазинов для покупателей:
- Экономия времени. Возможность покупки не выходя из дома в любое удобное время. Служба доставки интернет-магазина доставляет выбранный товар в удобно место и время. Выбрать и оценить свойства товара в интернет-магазине можно гораздо быстрее и удобнее, чем в традиционном магазине (например, сравнить несколько характеристик стиральных машин).
- Огромный ассортимент и информативность. Ассортимент традиционного магазина ограничивается площадью торгового помещения и ни один менеджер по продажам не может помнить такое количество информации о товаре, как предоставляет интернет-магазин. Кроме того, в интернет-магазине можно узнать покупательский рейтинг, прочитать советы и отзывы о товаре, статьи о товаре, которые могут повлиять на выбор.
- Экономия финансов. Затраты на работу интернет-магазина существенно ниже традиционного. Интернет-магазин может обслужить несколько сотен клиентов одновременно, не взирая на географическое положение покупателя, который не тратит деньги на дорогу, телефонные переговоры, а получает всю информацию на страницах интернет-магазина.
Недостатки интернет-магазина:
- Нет возможности потрогать, рассмотреть, узнать больше, чем написано.
- Проблемы гарантии, сопровождения.
- Часто долгая доставка.
- Возможность покупки подделки известного бренда.
Простота доступа к сети, массовость потребителей делает покупки через Интернет идеальной платформой для злоумышленников.
Члены Всемирной торговой организации заключили соглашение об отсутствии таможенных сборов на международные электронные платежи в сети Интернет. Покупка через Интернет осуществляется таким же образом, как и по почтовому каталогу, только в электронном виде. Покупатель должен указать банковские реквизиты и тип покупки.
Классификация интернет-магазинов
Существуют классификации электронных магазинов по различным критериям.
Наиболее известной является классификация по модели бизнеса:
- онлайновый магазин;
- объединение оффлайновой и онлайновой торговли (интернет-магазин создается на основе реальной действующей торговой площадки).
Классификация по товарному ассортименту:
- книжный интернет-магазин;
- магазин компьютерной, бытовой техники;
- мобильных телефонов и т.д.
По методам розничной продажи товаров в Интернете выделяют:
- интернет-магазины;
- интернет-витрины;
- торговые автоматы.