Займы органов власти субъектов РФ – это инструмент крупного кредитования, который опосредует финансовые правоотношения, в которых субъект РФ выступает заемщиком или гарантирует возврат средств иным участником правоотношений.
Политика субъектов РФ по развитию территории
Система управления региональными территориями предполагает аккумулирование бюджетных ресурсов для их направления в соответствии с приоритетами социально-экономического развития на реализацию стратегических и программных мероприятий.
Таким образом, инвестиционная политика субъектов РФ представляет собой систему мероприятий, реализуемых на региональной территории для мобилизации инвестиционных ресурсов и их эффективного использования в целях развития территории. При этом для развития территории органы власти субъектов РФ используют:
- экономические методы, в том числе налоговые, финансовые, кредитные инструменты воздействия на субъектов экономических отношений;
- административные методы.
Для обеспечения собственного функционирования и обеспечения развития региональной территории в приоритетных отраслях органов власти субъектов РФ должны аккумулировать необходимое число финансовых ресурсов в бюджете региона. Однако значительное число региональных территорий характеризуется дефицитом бюджета. Для финансирования дефицита бюджета органы власти субъектов РФ используют разнообразные финансовые инструменты в том числе займы.
Дай ему органов власти субъектов РФ представляют собой финансовые отношения в которых субъекта РФ выступает заемщиков, то есть привлекает денежные ресурсы для финансирования дефицита бюджета точка обычно займы субъектов РФ характеризуются возвратностью и платностью.
Достоинства займов органов власти субъектов РФ
В качестве положительных характеристик займов органов власти субъекта РФ можно выделить следующие:
- сокращение темпов инфляции за счет изъятия части свободных денежных средств с последующим их направлением в наиболее значимые с точки зрения стратегического развития территории отрасли;
- преодоление дефицита бюджета посредством использования понятного, доступного, предсказуемого инструмента;
- возможность оперативного воздействия на социально-экономическое состояние региональной территории в ответ на кризисные явления;
- выгодные условия для всех участников финансовых отношений: органы власти субъектов РФ привлекают необходимые финансовые ресурсы для обеспечения собственного функционирования и решения задач развития региональной территории, а кредиторы получают возможность гарантированно извлечь прибыль.
Недостатки займов органов власти субъектов РФ
В качестве недостатков использования для финансирования дефицита бюджета займов органов власти субъектов РФ можно выделить следующие аспекты:
- непосредственная зависимость объема привлекаемых финансовых ресурсов субъектом РФ от уровня процентных ставок на банковском рынке;
- значительный долг субъекта РФ может стать причиной кризисных явлений в экономике региона и страны в целом;
- поскольку финансовые ресурсы привлекаются на условиях возвратности и платности, их расходование должно быть обоснованным, законным и надежным, в противном случае, использование указанного финансового инструмента может повлечь не сокращение инфляции, а увеличение темпов инфляции;
- возврат привлеченных финансовых ресурсов осуществляется за счет ресурсов бюджета. Иными словами, с ростом долгов субъекта РФ растет нагрузка на налогоплательщиков – граждан и организации.
Проанализированные достоинства и недостатки займов органов власти субъектов РФ позволяют констатировать, что указанный финансовый инструмент необходимо использовать в соответствии со стратегическими целями и задачами развития региональной территории, опираясь на научно и практически обоснованный план мероприятий.
Управление займами органов власти субъектов РФ для развития территории
Управление займами органов власти субъектов РФ представляет собой целенаправленную деятельность уполномоченных исполнительных органов, имеющую своей целью:
- обеспечение потребностей в заемном финансировании;
- надлежащее исполнение долговых обязательств при сокращении расходов по долгу;
- поддержание необходимой структуры и объема долговых обязательств, которые бы исключали неисполнение обязательства.
На современном этапе состояние государственного долга региональных территорий характеризуется значительным объемом обязательств, при этом на отдельных региональных территориях:
- объем долговых обязательств немногим отличается от объема годовых доходов;
- в структуре долга краткосрочные обязательства превышают долгосрочные;
- график погашения задолженности характеризуется неравномерностью.
В связи с этим большое значение приобретает адекватная оценка последствий зависимости субъекта РФ от привлекаемых финансовых ресурсов для финансирования бюджета. Здесь важно исследовать не только объемы и динамику долга региональной территории, но и структуру долга.
В качестве наиболее предпочтительных заимствований региональных территорий следует назвать государственные гарантии, поскольку они предполагают, что субъект берет на себя обязательства погасить задолженность организации в случае неспособности осуществить такое погашение организацией самостоятельно. Такие заимствования носят инвестиционный характер, существенное влияют на экономическое состояние территории, позволяя развивать приоритетные сферы.
Другим эффективным инструментом заимствований выступают бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта РФ с иных уровней отечественной бюджетной системы. Затраты на обслуживание таких заимствований минимальны.
К числу наиболее дорогостоящих видов заимствований относятся облигации и банковские кредиты. Банковские кредиты целесообразно использовать в качестве краткосрочных заимствований на период, пока в бюджет не поступили финансовые ресурсы для финансирования текущих обязательств.