Управление персоналом государственного проекта – это направление кадровой работы, обеспечивающее эффективное функционирование персонала, ответственного за разработку и реализацию государственных проектов в различных сферах общественной жизнедеятельности.
Сущность управления персоналом государственного проекта
Управление персоналом государственного проекта представляет собой вид управленческого воздействия органов государственной власти, их руководителей, кадровых служб, направленный на формирование и обеспечение функционирования кадровых групп, ответственных за разработку и реализацию конкретных государственных проектов.
Порядок осуществления управления персоналом государственных проектов регулируется нормативными актами кадрового содержания.
В структуре управления персоналом государственного проекта нужно выделить ряд элементов:
- во-первых, субъект управления персоналом государственного проекта, в качестве которого может выступать руководитель органа государственного управления, руководитель структурного подразделения органа государственного управления, кадровая служба, специально назначенный под конкретный государственный проект руководитель проекта;
- во-вторых, объект управления персоналом государственного проекта, в качестве которого выступает личный состав, осуществляющий работу над конкретным государственным проектом.
Специфика управления персоналом государственного проекта проявляется в том, что процесс такого управления связан как с традиционными технологиями кадрового управления, так и со специфическими процессами кадровой работы, носящими краткосрочный характер и ориентированными на конкретный государственный проект, следовательно, учитывающий его специфику.
К традиционным технологиям управления персоналом государственного проекта относятся:
- во-первых, применение должностных регламентов, которые определяют порядок несения профессиональной государственной службы;
- во-вторых, аттестации и квалификационные экзамены, обеспечивающие отбор квалифицированных государственных служащих в команду, ответственную за формирование и реализацию государственного проекта;
- в-третьих, отбор или подбор персонала, осуществляемый на стадии формирования команды государственного проекта;
- в-четвертых, ротация государственных служащих, обеспечивающая рост квалификации государственных служащих и способствующая эффективной реализации государственных проектов и так далее.
К специфическим технологиям управления персоналом государственного проекта можно отнести следующие:
- во-первых, ассессмент, представляющий собой реакцию на испытания, посвященные ключевым аспектам работы в команде по формированию и реализации государственного проекта. Эта технология позволяет осуществить эффективный отбор персонала в команду государственного проекта;
- во-вторых, полиграф, обеспечивающей объективную проверку государственных служащих и их благонадежности. Применение данной технологии необходимо при реализации государственных проектов, связанных с государственной и иной охраняемой законом тайной;
- в-третьих, аутсорсинг, представляющий собой привлечение на договорной основе других хозяйствующих субъектов или физических лиц, призванных обеспечить решение специфических задач, неподвластных постоянному кадровому составу государственных служащих, работающих над конкретным государственным проектом, и так далее.
Особенности управления персоналом государственного проекта
Особенности управления персоналом государственного проекта состоят в относительной краткосрочности управленческого воздействия, ограниченности срока формирования и реализации государственного проекта. Такая краткосрочность предъявляет высокие требования к порядку организации управленческого процесса в отношении персонала.
Управление персоналом государственного проекта требует ускорения всех кадровых технологий, применяемых в отношении государственных служащих, занятых конкретным государственным проектом.
Особое место в системе управления персоналом государственного проекта занимает процесс отбора этого персонала. Набирая команду под разработку и реализацию конкретного государственного проекта, руководитель этого проекта должен использовать все возможности для формирования профессиональной и эффективной команды. В условиях срочности государственного проекта отсутствует возможность нивелирования результатов работы неэффективных государственных служащих. Каждый член команды должен выкладываться на полную мощность, в противном случае реализация проекта может «провиснуть» в определенных позициях, что приведет к сбоям и потере результатов.
Также к управлению персоналом государственного проекта предъявляются высокие требования, обусловленные необходимостью объединения разных государственных служащих, зачастую ранее не работавших друг с другом, в одну команду, способную в относительно краткие сроки сработаться и выдать результат. Руководитель государственного проекта должен уметь сглаживать конфликтные ситуации, формировать в краткие сроки устойчивые связи и взаимодействия, осуществлять ротацию в случае невозможности разрешения конфликта.
Особое место в системе управления персоналом государственного проекта принадлежит мотивации и стимулированию государственных служащих на эффективную работу по разработке и реализации государственного проекта. Материальное стимулирование государственных служащих ограничено бюджетом, что требует от руководства государственного проекта организации успешного применения нематериальных форм стимулирования.
Руководитель государственного проекта должен найти максимально эффективные и соответствующие сложившимся условиям и специфике государственного проекта методы воздействия на персонал, обеспечивающие достижения цели реализации государственного проекта с минимальными затратами ресурсов и максимальным результатом.