Управление государственным недвижимым имуществом учреждения культуры – это действия руководства учреждения культуры по организации функционирования этого учреждения, включающие в себя обеспечение эффективного использования выделенного государством недвижимого имущества для достижения целей уставной деятельности.
Роль государства в сфере культуры
На современном этапе общественного развития государство признает социальную значимость культуры и общественную потребность в ее продуктах. Это является причиной активного участия государства в организации производства культурных продуктов.
Роль государства в сфере культуры многогранна и многофункциональна. С одной стороны, государство представляет потребителей культурных продуктов, выступая в лице заказчика. С другой стороны, государство является непосредственным производителем благ, который гарантирует определенный уровень качества культурного продукта и эффективность использования ресурсов для производства этого продукта. Реализация такой концепции участия государства в культурной сфере обеспечивается за счет юридической конструкции организации-несобственника, которая существует в рамках российской юридической концепции собственности. Этот подход является следствием советской административной экономики и обеспечивает российской власти удержание влияния в различных сферах общественной жизнедеятельности, включая культуру.
Учреждение культуры в рамках концепции организации-несобственника
Использование концепции организации-несобственника осуществляется государственными и муниципальными учреждениями сферы культуры.
Учреждения представляет собой такую организационно-правовую форму, которая характерна для культурной сферы при производстве ее благ. Правовую форму для организации своей деятельности применяют музеи, библиотеки, зоопарки, архивы, планетарии, театры, выставочные и концертные залы, парки культуры и отдыха, филармонии. Создание указанных учреждений осуществляется министерствами и ведомствами, коммерческими и общественными организациями, муниципальными органами управления. Удельный вес государственных и муниципальных учреждений культуры достигает 95-96 процентов от их общей численности.
Концепция организации не собственников в сфере культуры может быть охарактеризована следующим образом:
- во-первых, учреждение культуры не являются собственником имущества, которое передается ему государством в качестве учредителя. Это имущество учреждение культуры получает на праве оперативного управления. Такое право подразумевает определение полномочий владения, пользования и распоряжения имуществом учредителем в уставе учреждения культуры. Учреждение культуры не имеет возможности отчуждения или иного способа распоряжения государственным имуществом. В случае нарушения этого запрета в соответствии с законодательством осуществляется истребование государственного имущества собственником из чужого незаконного владения;
- во-вторых, государственное недвижимое имущество, выделенное учредителем, обособленно от имущества учредителей. Это выражается в наличии у учреждения культуры самостоятельной сметы или баланса. В этом смысле учреждения культуры в пределах сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности самостоятельно отвечают по обязательствам и определяют пределы своей имущественно-финансовой самостоятельности;
- в-третьих, государственное недвижимое имущество, переданное учреждению его учредителем, может выступать в качестве источника дополнительного дохода от разрешенной учредителем предпринимательской деятельности. При этом полученные от этой деятельности доходы, а также приобретенное за счет этих средств имущество не являются собственностью учреждений культуры, поступают в оперативное управление и учитываются обособленно от доходов и имущества, которые выделены учреждению государством;
- в-четвертых, имущество, выделенное государством для функционирования учреждения, должно направляться учреждением на реализацию целей, для которых собственником создано учреждение, и использоваться в соответствии с заданиями собственника с учетом назначения имущества. Цели функционирования учреждения фиксируются собственником в уставе учреждения, а его задания находят отражение в планах функционирования учреждения. Собственник для организации функционирования учреждения назначает руководителя учреждения, в обязанности которого входит надлежащее исполнение заданий собственника и реализация целей учреждения;
- в-пятых, собственник недвижимого и иного имущества, переданного учреждению, может изъять такое имущество у учреждения, если оно не используется или используется не по назначению и др.
Итак, концепция учреждения в социальной сфере, в том числе в сфере культуры, строится на ограничении права этого юридического лица на имущество, которое передает ему собственник. Такое ограничение имеет объективные предпосылки:
- государство, создавая организации, которые призваны обеспечивать социально значимые потребности населения, заинтересовано в определении направлений функционирования таких организаций. Именно поэтому учреждение как организация-несобственник представляет более удобную для государства форму реализации социально значимых услуг;
- сохранение за государством права собственности в отношении имущества, передаваемого учреждению, в том числе учреждению культуры, позволяет исходя из потребностей населения, устанавливать обязательные задания для учреждения в отношении производства социально-значимых услуг;
- государство, сохраняя собственность на имущество, переданное учреждению, в том числе учреждению культуры, имеет возможность контролировать условия производства значимых для удовлетворения социальных потребностей населения благ.
При этом важно отметить, что обязательства по финансированию функционирования учреждений культуры законом фиксируются рамочно. Это приводит к тому, что финансирование учреждений культуры осуществляется по остаточному принципу, а это, в свою очередь, не позволяет эффективно удовлетворять социально значимые потребности населения.