Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Устав муниципального образования является нормативно-учредительным актом, основным правовым документом муниципального образования, закрепляющим организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования. комментируемый Закон предоставляет возможность жителям участвовать в обсуждении проекта устава муниципального образования, а также проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав через публичные слушания
Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Решение вопросов местного значения невозможно без местного бюджета. Исполнительные органы местного самоуправления разрабатывают проект местного бюджета и представляют его на утверждение представительному органу муниципального образования, который вправе отклонить данный проект. Если местный бюджет не был принят представительным органом два раза, то принимается бюджет предыдущего финансового года. Исполнительный орган исполняет принятый местный бюджет и подготавливает отчет о его исполнении, который также выносится на заседание представительного органа муниципального образования. Формирование и исполнение местного бюджета имеет большое значение для жителей муниципального образования, которые теперь вправе участвовать в этом процессе через институт публичных слушаний
Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Доходы от местных налогов зачисляются в местный бюджет. Вопросы, связанные с местным налогообложением, имеют большое значение для формирования местного бюджета и обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;
Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
Именно представительные органы местного самоуправления определяют основные направления развития муниципального образования в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, использования земель и т.п.
Для развития муниципального образования в данных сферах представительный орган выделяет средства из местного бюджета. Соответственно, исполнительные органы местного самоуправления предоставляют в представительный орган отчеты об исполнении планов и программ развития муниципального образования и расходовании финансовых средств.
Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решение вопросов оперативного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности осуществляют исполнительные органы местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования выполняет более важную, стратегическую функцию: определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с которым все другие органы местного самоуправления планируют свою деятельность;
Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Решение о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на их услуги осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования в данном случае определяет порядок принятия таких решений;
Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.
Именно представительные органы муниципальных образований рассматривают и решают вопрос о необходимости кооперации друг с другом и о формах данного объединения.
Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Формы организационного контроля представительного органа местного самоуправления могут определяться в уставах муниципальных образований или других муниципальных правовых актах. Кроме организационного контроля, представительный орган муниципального образования также вправе осуществлять и финансовый контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
Принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку
Кроме четко утвержденного перечня полномочий представительного органа, законодательством устанавливается, что представительный орган также может осуществлять и иные полномочия, которые специально закрепляются в уставе муниципального образования, и должны соответствовать законодательству субъектов и федеральному законодательству в целом. К таким полномочиям можно отнести, например, внесение законопроектов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ в порядке осуществления права законодательной инициативы.
Как было указано ранее, глава муниципального образования может возглавлять как исполнительный орган муниципального образования, так и представительный. Однако законодательством устанавливаются присущие ему полномочия независимо от того, какой орган он возглавляет.
В уставах муниципальных образований могут быть расширены полномочия главы муниципального образования как раз в зависимости от того, какой орган он возглавляет. Например, если глава муниципального образования является председателем городской Думы, то он может быть вправе: подписывать и обнародовать решения, принятые городской Думой; предлагать изменения и дополнения в Устав города; принимать (издавать) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; созывать и вести заседания городской Думы и т.д.
Федеральное законодательство наделяет местную администрацию муниципального образования индивидуальными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также делегирует ряд государственных полномочий. Существование местной администрации носит обязательный характер и устанавливается как федеральным законодательством, так и уставом муниципального образования.
В уставах муниципальных образований могут быть расширены полномочия главы муниципального образования как раз в зависимости от того, какой орган он возглавляет.
Например, если глава муниципального образования является председателем городской Думы, то он может быть вправе: подписывать и обнародовать решения, принятые городской Думой; предлагать изменения и дополнения в Устав города; принимать (издавать) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; созывать и вести заседания городской Думы и т.д.
Полномочия исполнительно – распорядительного органа муниципального образования (местной администрации).
Федеральное законодательство наделяет местную администрацию муниципального образования индивидуальными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также делегирует ряд государственных полномочий. Существование местной администрации носит обязательный характер и устанавливается как федеральным законодательством, так и уставом муниципального образования.
обеспечивает функционирование муниципального жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, муниципальных учреждений, здравоохранения, образования, культуры, других муниципальных учреждений;
распоряжается и управляет муниципальной и иной переданной в управление города собственностью в порядке, установленном представительному органу;
Так как местная администрация является исполнительно-распорядительным органом, то ее основные полномочия носят исполнительный характер и затрагивают наибольшую часть вопросов, связанных с жизнедеятельность муниципального образования, в том числе исполнения бюджета, создания муниципальных предприятий и учреждений, участия в создании хозяйственных обществ, организации исполнительной работы по решению вопросов местного значения. Однако, следует иметь ввиду, что далеко не все вопросы местного значения, отнесенные к ведению местной администрации, решает непосредственно администрация. Большую часть задач по урегулированию вопросов местного значения выполняется организациями, которые создаются в виде муниципальных предприятий или учреждений, или часть работы может проводиться на ос¬нове гражданско-правовых договоров, заключаемых главой местной администрации с коммерческими организациями.