Управа района – это территориальный исполнительно-распорядительный орган городской администрации, обладающий собственной компетенцией.
Правовые основы и особенности деятельности управы района
Управа района входит в систему органов управления территориальными единицами в городских поселениях.
Правовые основы функционирования управы района составляют требования российской Конституции, федерального законодательства, регионального законодательства, уставов муниципальных образований и иных муниципальных актов.
Также управа района функционирует на основании положения о своей деятельности.
На управу района возлагаются полномочия по руководству муниципальным хозяйством и социальной культурой района, обеспечение правопорядка, занятости, охраны свобод и прав граждан на территории района.
Управа района является юридическим лицом, имеющим счета в банке, гербовую печать, иные печати и штампы, фирменные бланки. Управа обладает правом выступать в качестве истца и ответчика в судах общей юрисдикции и арбитражном суде от лица района.
Финансирование деятельности управы района осуществляется за счет средств муниципального бюджета. Поступление и расходование средств осуществляется в соответствии со сметой. Муниципальные власти передают управе района имущество, которое необходимое для осуществления деятельности, на праве оперативного управления.
Структура управы района
Утверждение структуры районной управы осуществляется главой муниципального образования в соответствии с представлением руководителя управы района и установленной представительным органом муниципального управления типовой структурой. Утверждение штатного расписания районной управы также осуществляется главой муниципального образования в соответствии с представлением руководителя управы.
Основное назначение структурных подразделений управы района состоит в выполнении предусмотренных законодательством функций, направленных на обеспечение функционирования районной управы. Структурные подразделения районной управы подчиняются руководителю управы.
Руководителю районной управы и его заместителям дано право осуществления запросов и получения от структурных подразделений необходимой информации, документации, справок.
Деятельность структурных подразделений районные управы регулируется соответствующими положениями об этих структурных подразделениях, которые утверждает руководитель управы.
Персонал управы района
Лица, занятые в системе муниципальных должностей управы района, ее структурных подразделениях, признаются муниципальными служащими. Прием этих лиц на службу осуществляется в соответствии с федеральным, региональным и муниципальным законодательством.
Правовую основу несения муниципальной службы в структуре районной управы формирует федеральное законодательство, устанавливающее требования к должностям муниципальной службы, состав социальных гарантий муниципальных служащих, их статус, особенности, условия и порядок несения муниципальной службы.
Характеристика полномочий управы района
Районные управы призваны обеспечивать реализацию полномочий муниципального управления в различных сферах жизнедеятельности района.
Полномочия районной управы в экономической сфере включают в себя:
- во-первых, осуществление подготовки и обоснования плановых показателей и программ развития районов в социально-экономическом плане, их представление главе муниципального образования с целью последующего утверждения представительным органом муниципального управления;
- во-вторых, разработку прогнозов и планов развития районов в социально-экономическом плане, обеспечение их исполнения, составление отчетов относительно достижения основных показателей развития районов в социально-экономическом плане;
- в-третьих, участие в реализации планов и программ городского развития, реализуемых на территории района;
- в-четвертых, обеспечение администрации муниципального образования сведениями относительно социально-экономического развития района;
- в-пятых, формирование предложений по показателям сметы доходов и расходов района;
- в-шестых, разработку предложений, направленных на увеличение доходов и оптимизацию расходов района и так далее.
Полномочия районной управы в сфере градостроительства, землепользования, архитектуры и охраны окружающей среды включают в себя:
- во-первых, осуществление приемки завершенных объектов строительства районными комиссиями;
- во-вторых, осуществление контроля застройки и благоустройства территории района;
- в-третьих, ведение учета граждан, которые нуждаются в земельных участках с целью осуществления на них индивидуального жилищного строительства, а также коллективного садоводства;
- в-четвертых, ходатайство о приостановке эксплуатации или строительства объектов при условии выявленных нарушений;
- в-пятых, предоставление в аренду земельных участков гражданам и хозяйствующим субъектам под определенные цели.
Полномочия районной управы в сфере предпринимательства и торговли включают в себя:
- во-первых, формирование условий, обеспечивающих развитие предпринимательства и торговли на территории района;
- во-вторых, осуществление мер, направленных на упорядочение уличной торговли и мелкорозничной торговли на территории района;
- в-третьих, осуществление контроля соблюдения правил торговли;
- в-четвертых, ведение реестра предприятий общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- в-пятых, изучение конъюнктуры и спроса потребительского рынка, формирование условий для торговли и предпринимательства, обеспечение защиты интересов потребителей и так далее.
Полномочия районной управы в сфере жилищной политики включают в себя:
- во-первых, организацию эксплуатации муниципального жилищного фонда, управление службами коммунально-бытового назначения, благоустройства и озеленения;
- во-вторых, координацию работы по социальному найму жилых помещений;
- в-третьих, организацию учета муниципального жилого и нежилого фонда;
- в-четвертых, организацию мониторинга деятельности жилищно-коммунальных служб и так далее.