Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Московская модель местного самоуправления

Определение 1

Модель местного самоуправления – это уникальная система реализации принципов, методов, инструментов организации местного самоуправления, регламентированных законодательством в условиях конкретного муниципального образования исходя из политических, экономических, социальных, культурных и иных значимых характеристик местной территории, обеспечивающих реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения.

Значение особой модели местного самоуправления для Москвы

Москва относится к числу крупнейших по численности населения мировых столиц, она является центром городской агломерации, регионом российского государства и его столицей. Городская территория опосредует функционирование сложной социально-экономической системы, которая по своей структуре аналогична государственной структуре и включает в себя три уровня публичного управления – от федерального до муниципального.

При этом перед системой местного самоуправления в городе стоят сложные масштабные задачи формирования и поддержания высокого уровня развития городской среды, отвечающей потребностям современных горожан. Одной из ключевых тенденций развития городской территории является развитие московской агломерации, поскольку непосредственно столичная территория и область находятся в тесном взаимодействии. Это требует эффективного включения в состав столичной территории Подмосковья для обеспечения интересов населения города и области. Указанным обусловлена необходимость разработки и внедрения уникальной по своим задачам системы местного самоуправления на территории Москвы.

Эволюция московской модели местного самоуправления

Становление московской модели местного самоуправления происходило в несколько этапов.

С 1991 г., с принятием специального закона о местном самоуправлении в РСФСР начинается формирование нового механизма управления городом. Названный этап связан с избранием мэра города и его решениями о реформировании системы городского управления для укрепления положения исполнительных органов власти. В указанный период была утверждена новая система территориального деления городской территории, в ее составе были выделены 10 административных округов и 128 районов. В округах были учреждены префектуры как территориальные исполнительные органы, в районах действовали супрефекты, назначаемые префектами. То есть фактически речь о местном самоуправлении еще не шла, однако в рассматриваемый период начинают также формироваться комитеты общественного самоуправления. К 1993 г. таких комитетов было учреждено более 200. Кроме того, на территории города функционировало значительное количество общественных организаций, в частности местных дружин, советов многоквартирных домов и общественных организаций по месту работы.

«Московская модель местного самоуправления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дальнейшее развитие местного самоуправления в Москве связано с принятием Конституции 1993 г. С утверждением в качестве одной из конституционных основ демократического устройства института местного самоуправления на территории отдельных районов стали разрабатывать модели самоуправления. По результатам указанной деятельности полномочия были разграничены по вертикали следующим образом: на уровне города – округа – района. На уровень муниципального района были переданы отдельные функции по решению вопросов местного значения. Фактически здесь население получило возможность непосредственно участвовать в решении отдельных вопросов местного значения.

Следующий этап связан с принятием устава города и федерального законодательства, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления в стране. Москва рассматривалась одновременно как город федерального значения и муниципальное образование и с учетом опыта организации местного самоуправления в европейских столичных городах система местного самоуправления формировалась посредством учреждения следующих органов:

  • московская городская дума как представительный орган городского самоуправления и в то же время законодательный орган государственной власти;
  • московская городская администрация как высшей исполнительный орган системы самоуправления и исполнительный государственный орган;
  • мэр Москвы как высшее должностное лицо города и глава администрации города.

В последующем на уровне районов были сформированы управы, которые исполняли функции органов местного самоуправления, решая вопросы местного значения, за исключением тех, которые были отнесены к компетенции городского управления. Глава управы одновременно был председателем районного собрания и руководителем районной администрации, обеспечивал в рамках предусмотренных полномочий решение вопросов местного значения, управлял социальными и хозяйственными службами, функционирующими на территории района в качестве структурных элементов районной администрации.

Нна следующем этапе развития районные управы утратили свой двойственный статус – государственных органов и органов местного самоуправления, они стали исключительно органами местного самоуправления, при этом на уровне города органы местного самоуправления не формировались. Однако бюджетной самостоятельности органы местного самоуправления на территории Москвы не получили, они финансировались из городского бюджета.

Современная московская модель местного самоуправления

На современном этапе Московская модель местного самоуправления предполагает, что на уровне районов функционируют как территориальные органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. К территориальным органам власти относятся управы, а органы местного самоуправления представлены собраниями депутатов и исполнительно-распорядительными органами. В свою очередь, органы местного самоуправления при взаимодействии с государственными органами функционируют по следующим направлениям:

  • по вопросам, которые относятся непосредственно к ведению местного самоуправления;
  • по вопросам, в решении которых принимают участие муниципальные органы;
  • по вопросам, которые требуют согласования с муниципальными органами;
  • по вопросам, по которым муниципальные органы вносят предложения.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot