Стимулирование и поощрение на государственной и муниципальной службе – это система материальных и нематериальных побудительных стимулов, обеспечивающих заинтересованность государственных и муниципальных служащих в своей службе и эффективность их деятельности.
Сущность и значение стимулирования и поощрения на государственной и муниципальной службе
В системе побуждения государственных и муниципальных служащих к добросовестному выполнению своих обязанностей особое место занимает система стимулирования и поощрения.
Стимулирование и поощрение на государственной и муниципальной службе – это деятельность органов государственного и муниципального управления, а также их должностных лиц, призванная выражать применение к государственным и муниципальным служащим мер материального и нематериального стимулирования, на основе признанных заслуг государственных и муниципальных служащих, добросовестного и успешного исполнения должностных обязанностей в течение продолжительного периода времени, выполнения заданий особой сложности и важности.
Стимулирование и поощрение выражается через воздействия субъектов в лице российского Президента, федеральных министров, руководителей органов государственного и муниципального управления, на интересы, потребности, волю, сознание, поведение государственных и муниципальных служащих, и соответственно, результаты их труда, государственной служебной деятельности. Стимулирование и поощрение обеспечивают улучшение дисциплины в органах государственного и муниципального управления, повышает качество государственной и муниципальной службы, воспитывает ответственность и инициативу.
К поощрению и стимулированию государственных и муниципальных служащих применяются требования своевременности, значимости, весомости. Эффект от стимулирования и поощрения достигается в том случае, если они выступают в качестве реального стимула, обеспечивающего достижение высоких результатов труда государственных и муниципальных служащих.
Основания для стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих
В качестве общих оснований для стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих можно рассматривать следующие:
- во-первых, исполнение должностных обязанностей государственным и муниципальным служащим успешно, добросовестно и качественно;
- во-вторых, признание заслуг государственных и муниципальных служащих, а также особых отличий при несении государственной и муниципальной службы;
- в-третьих, несение продолжительной, эффективной и безупречной службы;
- в-четвертых, выполнение государственным и муниципальным служащим заданий особой сложности и важности;
- в-пятых, проявление мужества при выполнении служебных обязанностей государственным или муниципальным служащим.
Виды поощрения и стимулирования государственных и муниципальных служащих
Стимулирование и поощрение государственных и муниципальных служащих можно классифицировать по различным основаниям. Так, в частности, в зависимости от того, на кого направлено стимулирование и поощрение оно может быть:
- во-первых, индивидуальным, когда поощрение или стимулирование направляются на конкретную государственного или муниципального служащего;
- во-вторых, коллективным, когда поощрение осуществляется в отношении определенного коллектива или нескольких государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с критерием содержания стимулирование и поощрение государственных и муниципальных служащих может быть:
- во-первых, материальным, то есть выражающимся в определенном денежном эквиваленте;
- во-вторых, моральным, то есть не имеющим денежного выражения;
- в-третьих, смешанным, то есть сочетающим в себе материальные и нематериальные элементы.
В зависимости от формы оформления стимулирования и поощрения может быть:
- во-первых, устным, то есть выражающим определенную благодарность, похвалу;
- во-вторых, оформленным соответствующим документом, как правило, приказом.
Материальное стимулирование и поощрение государственных и муниципальных служащих осуществляется в форме заработной платы, премирования, награждения ценным подарком и так далее. Факты поощрения государственных и муниципальных служащих фиксируется в их личных делах.
Процесс стимулирования и поощрения можно представить в виде следующих этапов:
- во-первых, возбуждении ходатайства относительно поощрения;
- во-вторых, направление представления о поощрении в орган государственного или муниципального управления;
- в-третьих, рассмотрение возможности поощрения и принятия решений по результатам этого рассмотрения;
- в-четвертых, осуществление поощрения государственного и муниципального служащего.
Следует различать такие виды стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих, как:
- во-первых, благодарность, сопровождаемая выплатой поощрений на единовременное основе;
- во-вторых, почетная грамота, сопровождаемая выплатой поощрений на единовременной основе или вручением ценного подарка;
- в-третьих, иные награждения органами государственного и муниципального управления;
- в-четвертых, выплаты единовременных поощрений при выходе на пенсию за выслугу лет;
- в-пятых, поощрения Правительства России, Президента России;
- в-шестых, почетные звания России и знаки отличия России;
- в-седьмых, награждение медалями и орденами России.
При организации системы стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих следует понимать, чтобы первостепенное значение в условиях несения государственной и муниципальной службы имеет материальное стимулирование. Моральные стимулы и поощрения государственных и муниципальных служащих начинают работать тогда, когда материальное вознаграждение обеспечивает нормальный уровень удовлетворения потребностей государственных и муниципальных служащих и членов их семей. При выстраивании системы стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих необходимо обеспечивать сбалансированность применяемых форм и методов стимулирования.