Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде – это реализация на основе специально сформированной электронной инфраструктуры государственных и муниципальных услуг в электронном виде посредством направления заинтересованными субъектами соответствующих заявлений через информационные порталы государственной и муниципальной власти в сети Интернет.
Значение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
Сегодня происходит активная информатизация всех общественных процессов, в том числе управленческих. Это актуализирует внедрение и развитие информационных технологий в систему публичного управления, прежде всего, при оказании государственных и муниципальных услуг населению.
Внедрение информационных технологий в сферу публичного управления позволяет обеспечить:
- повышение оперативности и эффективности обмена информацией при взаимодействии должностных лиц и органов публичного управления;
- повышение доступности, оперативности и эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, поскольку заинтересованные субъекты получают возможность удаленно запрашивать соответствующую государственную и муниципальную услугу, оперативно получать информацию относительно процедуры ее реализации, необходимого перечня документов и пр.
Сегодня в системе российского публичного управления активно используются информационные технологии, в том числе формируются специальные информационные порталы – единый портал оказания услуг, отдельные разделы порталов государственных органов, предусматривающие возможности получения услуг в электронной форме и пр.
Дальнейшее развитие предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде позволит повысить качество предоставляемых услуг, их доступность, оперативность их оказания, а также снизить финансовые, организационные и иные ресурсы, направляемые на предоставление государственных и муниципальных услуг. Кроме того, использование информационных технологий в рассматриваемой сфере позволяет обеспечить открытость и прозрачность управленческих процессов и, соответственно, эффективность контроля законности и качества таких процессов.
Задачи совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
На всех уровнях публичного управления в России разрабатываются и реализуются стратегические программные документы для дальнейшего развития информационных технологий в системе публичного управления, в том числе для совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
К числу приоритетных направлений совершенствования сферы оказания услуг государством и муниципалитетами в электронном виде стратегические и программные документы относят:
- дальнейшее развитие информационной инфраструктуры;
- повышение эффективности публичного управления на государственном и муниципальном уровне за счет внедрения информационных технологий.
Основные направления совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
В целях дальнейшего совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде целесообразно реализовать систему следующих мероприятий:
- стандартизация форм документов, направляемых в качестве запросов заинтересованными в получении государственной или муниципальной услуги субъектами. Запрос государственной или муниципальной услуги должен осуществляться на основе направления стандартизированной формы документа. Указанное в полной мере должно распространяться и на электронную форму предоставления государственной или муниципальной услуги;
- методологическое обеспечение перехода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Сегодня в различных законодательных и нормативно-правовых документах используется категория электронной услуги, подчеркивается необходимость перехода к предоставлению услуг в электронном виде. При этом методологически электронные процессы предоставления услуг не стандартизированы, что формирует разнообразную практику перехода к оказанию услуг со стороны государства и муниципалитетов в электронной форме, и не всегда такая практика обеспечивает надлежащее качество предоставляемых услуг. Названное направление совершенствования предоставления услуг требует разбивки каждой государственной или муниципальной услуги на административные процедуры и оценки возможности перевода каждой административной процедуры в электронную форму. Кроме того, целесообразно для однотипных процедур разработать методологические требования к их реализации в электронной форме;
- совершенствование взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг между должностными лицами и органами системы публичного управления. Прежде всего, необходимо отметить, что не разработано и не применяется единого порядка организации и реализации взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными органами публичного управления. Кроме того, не регламентирована процедура взаимодействия между должностными лицами, органами публичного управления и подведомственными организациями, а также негосударственными структурами. Для преодоления названных трудностей и совершенствования процедуры взаимодействия при предоставлении государством и муниципалитетами соответствующих услуг необходимо разработать единое методологическое обеспечение процесса взаимодействия, в том числе процессов обмена информацией, хранящейся в информационных базах различных органов публичного управления. Кроме прочего, это позволит сократить список необходимых документов для запроса соответствующей государственной или муниципальной услуги и др.
Реализация названных направлений позволит повысить эффективность предоставления услуг населению государством и муниципалитетами при сокращении затрат на оказание таких услуг.