Оценка эффективности проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг – это оценочные действия, позволяющие установить степень результативности и эффективности проверки качества государственного и муниципального управления в части предоставления услуг населению и хозяйствующим субъектам.
Сущность и значение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг
Россия активно реализует административную реформу, призванную обеспечить эффективность функционирования государственной и муниципальной власти и повысить качество оказания государственных и муниципальных услуг. Приоритетным направлением развития государственного и муниципального управления признается повышение качества государственных и муниципальных услуг и увеличение их доступности для хозяйствующих субъектов и населения.
С 2011 года государство провозгласило курс на снижение административных барьеров и обеспечение роста доступности муниципальных и государственных услуг. Реализация этого курса предполагает осуществление следующих мер:
- во-первых, введение регламентов по каждому виду оказываемых государственных и муниципальных услуг;
- во-вторых, увеличение числа мест получения государственных и муниципальных услуг;
- в-третьих, сокращение требований к количеству предоставляемых для получения государственной или муниципальные услуги документации;
- в-четвертых, сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг;
- в-пятых, обеспечение возможности оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- в-шестых, расширение спектра услуг, оказываемых по принципу «одного окна» через многофункциональные центры.
Одновременно в целях приоритетных направлений оптимизации процесса оказания государственных и муниципальных услуг, обеспечения роста их качества и доступности была введена система мониторинга. Эта система призвана обеспечить оценку эффективности функционирования государственного и муниципального управления, обратную связь с населением, выступающим в качестве потребителей государственных и муниципальных услуг.
Подходы к осуществлению мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг
Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется различными организациями. В его основе находится методологические подходы различного содержания. К числу таких подходов можно отнести следующие:
- во-первых, оценка конечного результата государственного и муниципального управления посредством анализа эффективности воздействия на развитие государства и его территорий в социально-экономическом плане. Основу такого экономического подхода к оценке качества государственных и муниципальных услуг составляет «новый государственный менеджмент». При этом необходимо признать недостаток данного подхода к оценке, заключающийся в том, что на конечный результат оказывают влияние разнообразные факторы и условия, не связанные напрямую с процессом государственного и муниципального управления;
- во-вторых, оценка качества государственного и муниципального управления посредством определения эффективности его организации, процессов предоставления государственных муниципальных услуг населения и хозяйствующим субъектам. Этот подход признается более продуктивным и целесообразным за счет того, что обеспечивает получение информации о нуждающихся в реформировании направлениях государственного и муниципального управления.
При применении второго подхода используются различные инструменты мониторинга. Например, в 2008-2009 годах по заказу государства Высшей школой экономики была проведена инвентаризация административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг, разработанная на федеральном уровне, а также была дана оценка их распространенности на региональный уровень.
Методика оценки эффективности мониторинга предоставления государственных и муниципальных услуг
Государство делает упор на проведение мониторинга, обеспечивающего возможность оценки роста или снижения эффективности административной практики, снижения или повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Мониторинг представляет собой наблюдение, осуществляемое на систематической, повторяющейся основе в отношении доступности и качества государственных и муниципальных услуг, комфортности их получения, в рамках единой системы показателей и методики.
Эффективность мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг определяется именно единообразием методики, позволяющей проводить сравнение достигнутых показателей эффективности.
Эффективность мониторинга характеризуется выявлением проблемных мест оказания государственных и муниципальных услуг массового характера. Если мониторинг не обеспечивает выявления проблем, значит, смело можно делать вывод относительно его низкой эффективности.
Признание низкой эффективности мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг формирует потребность в ее совершенствовании. Основу такого совершенствования может составить дифференциация подхода к осуществлению мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Такая дифференциация обеспечивается за счет применения разнообразных методов и инструментов мониторинга, способных обеспечивать выявление проблем с точки зрения различных аспектов процесса оказания государственных и муниципальных услуг.
Эффективность мониторинга выражается в возможности принятия на основе его результатов решении, обеспечивающих совершенствование процесса оказания государственных и муниципальных услуг. Эффективность мониторинга выражается в точности и однозначности полученных оценок, дающих прослеживаемые во времени и сопоставимые результаты.
Также оценка эффективности мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг может быть обеспечена за счет сопоставления результатов мониторинга, проводимого по разным методикам.