Антикоррупционное законодательство – это система нормативных правовых актов, определяющих категорию коррупции, коррупционных правонарушений, причины и условия коррупции и регламентирующих систему мероприятий противодействия коррупции, в том числе права и обязанности органов публичного управления, организаций, граждан в области противодействия коррупции, а также устанавливающих ответственность за коррупционные нарушения и процедуру устранения последствий коррупции.
Понятие и значение антикоррупционного законодательства
Антикоррупционное законодательство выступает межотраслевым институтом, который объединяет положения административного, уголовного, гражданского законодательства, а также специального законодательства по вопросам организации и функционирования государственной и муниципальной службы. Кроме того, указанный институт ориентируется на международные нормы и стандарты в области противодействия коррупции.
Ключевым законодательным актом в системе антикоррупционного законодательства является специальный федеральный закон о противодействии коррупции. Названный закон претерпел множество изменений и дополнений, которые были обусловлены, в частности, принятием новых нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции и выявленными в ходе правоприменения недостатками антикоррупционного законодательства, в том числе дублированием полномочий, пробелами и пр.
Также важными источниками антикоррупционного законодательства выступают:
- иные федеральные конституционные и федеральные законы;
- акты главы государства;
- акты федерального правительства;
- акты других федеральных органов;
- законодательные акты регионального уровня о противодействии коррупции;
- муниципальные акты о противодействии коррупции.
В последние годы российский правопорядок активно воспринимает международные стандарты противодействия коррупции. Россия является участником Конвенции ООН против коррупции 2003 г., Конвенции совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и иных международных соглашений в сфере противодействия коррупции.
Направления совершенствования антикоррупционного законодательства
В соответствии с международными стандартами противодействия коррупции в качестве приоритетных направлений совершенствования антикоррупционного законодательства можно назвать следующие:
- Для повышения эффективности противодействия коррупции целесообразно сократить количество субъектов коррупционного риска, то есть субъектов, обладающих правовым иммунитетом, не позволяющим осуществлять эффективно контрольные мероприятия над законностью их деятельности;
- Введение в систему мер ответственности за коррупционные преступные посягательства ответственности за незаконное обогащение, то есть за значительный рост благосостояния должностного лица, когда такой рост не может быть объяснен за счет получения законного дохода;
- Введение в состав инструментов противодействия коррупции конфискации имущества в качестве обязательного дополнительного вида наказания за коррупционные преступления. При этом институт конфискации должен функционировать не только как мера изъятия и обращения в государственную пользу имущества должностного лица, допустившие коррупционное поведение, но и в отношении имущества, которое таким лицом было приобретено в период с момента совершения указанного факта преступной деятельности до момента непосредственного установления виновности лица.
Пути совершенствования нерепрессивного антикоррупционного законодательства
Отдельного внимания заслуживает вопрос учета криминологических рекомендаций по предупреждению коррупционных явлений в системе публичного управления, то есть совершенствованию не репрессивного антикоррупционного законодательства.
В качестве приоритетного направления совершенствования нерепрессивного антикоррупционного законодательства следует рассматривать установление в качестве обязанности должностных лиц государственных и муниципальных служащих сообщать об известных им фактах допущения коррупционного поведения со стороны коллег и руководства. Это требование соответствует предписаниям, содержащимся в Конвенции ООН против коррупции. Положениями специального федерального законодательства о противодействии коррупции установлена обязанность должностных лиц сообщать об обращениях в целях склонения их к коррупционному поведению. В теории же высказывается предложение относительно пересмотра указанной нормы для установления обязанности должностного лица уведомлять представителя нанимателя об известных ему обстоятельствах обращения каких-либо лиц для склонения к коррупционному поведению других должностных лиц. В свою очередь, на представителя нанимателя должна быть возложена обязанность по проверке таких фактов, а в случае если такие факты подтверждаются, обязанности сообщить о них в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы.
Одной из ключевых мер профилактики коррупционного поведения в соответствии со специальным федеральным законодательством о противодействии коррупции является формирование в социуме нетерпимости к коррупционному поведению. Для реализации указанной меры необходимо обеспечить формирование антикоррупционного правосознания, в том числе за счет правового просвещения, правового воспитания и правового образования. Иными словами, названные меры специального законодательства должны воплотиться в соответствующие мероприятия, которые в частности могут получить закрепление на уровне регионального законодательства по противодействию коррупции.
Требующим специальной законодательной регламентации инструментом противодействия коррупции выступает мониторинг. Действующее федеральное и региональное законодательство в сфере противодействия коррупции должно подвергаться постоянному мониторингу, то есть оценки эффективности реализации правовых предписаний по предупреждению коррупционных правонарушений и др.