Система государственного и муниципального управления – это совокупность имеющих иерархическую связь между собой органов государственной и муниципальной власти и управления, взаимодействие которых обеспечивает реализацию публичной власти, управление общественной жизнедеятельностью, экономикой и исполнение требований законодательства.
Специфика государственного управления и его закономерности
Государственное управление представляет собой деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, обеспечивающая практическое воплощение государственной политики и политического курса страны. В определенной мере государственное управление рассматривается как противопоставление политике, обеспечивая, тем не менее, основы формирования политического курса.
Специфика государственного управления состоит в том, что в качестве субъекта этого управления выступает соответствующий представительный аппарат, уполномоченный населением на осуществление функций по обеспечению государственного управления на профессиональной основе.
Также специфической чертой государственного управления является наличие особых способов воздействия субъекта управления на объект управления, которые могут носить эпизодический или постоянный характер, обеспечивать мягкое или силовое воздействие, осуществляться прямо или опосредованно, постоянно или радикально.
Еще одной специфической чертой государственного управления является разнообразие объектов этого управления. В сферу интересов государства входит совокупность социально-экономических процессов, деятельность общественных институтов, жизнедеятельность различных социальных групп. Также в качестве объекта государственного управления выступают сами органы государственного управления, их составные элементы.
Государственное управление имеет свой специфический предмет, выражающийся в территориальных образованиях на уровне всего государства, его регионов, иных территориальных единиц, к примеру, в России – федеральных округов.
В основе государственного управления находятся следующие принципы:
- во-первых, принцип разделения властей;
- во-вторых, принцип непрерывности структуры власти;
- в-третьих, принцип распределения полномочий между уровнями публичной власти;
- в-четвертых, принцип демократизма;
- в-пятых, принцип приоритетности федерального законодательства над региональным.
Специфика муниципального управления и закономерности его функционирования
Муниципальное управление представляет собой форму практической реализации закрепленного в Конституции Российской Федерации местного самоуправления. Муниципальное управление обеспечивает управляющее воздействие органов муниципальной власти и должностных лиц муниципального управления на муниципальное образование и его развитие в социально-экономическом плане. Первоочередной задачей муниципальной власти выступает обеспечение роста качества и уровня жизни населения муниципального образования.
Муниципальное управление представляет собой нижний уровень публичной власти, обособленный от системы государственного управления, но функционирующий в согласии с ней.
Основу муниципального управления также, как и государственного управления составляет принцип разделения властей на представительную, исполнительную и судебную. Представительная власть на уровне муниципальных образований реализуется представительным органом муниципального управления, формируемым в ходе муниципальных выборов. Исполнительную власть осуществляет глава муниципального образования, а также муниципальная администрация.
Специфика муниципального управления выражается в следующем:
- во-первых, представительные органы муниципального управления не создают законов;
- во-вторых, муниципальные органы власти в отличие от государственных не управляют населением, их полномочия сосредоточены на управлении собственными службами;
- в-третьих, власть муниципальных органов направлена на формирование и исполнение только муниципального бюджета, установление отдельных элементов местных налогов и сборов, утверждение программ развития территории муниципального образования, осуществление контроля на деятельностью органов муниципального управления, функционирующих на территории муниципального образования.
Таким образом, муниципальное управление ограничивается пределами определенной территории, в то время как государственное управление распространяется на всю страну.
Несмотря на провозглашенную обособленность муниципального управления от государственной власти, муниципальное управление ограничено в своих правах по сравнению с государственной властью. Стратегия муниципального управления осуществляется в рамках общегосударственной политики, определяющей ориентиры развития государства в социально-экономическом плане, принимаемые муниципальными властями в качестве направляющих при разработке муниципальной политики.
Особенностью муниципального управления в сравнении с государственным управлением является существенно меньшая финансовая самостоятельность, обусловленная в Российской Федерации недостаточным количеством собственных источников финансирования муниципального управления. Именно по этой причине муниципальное управление в Российской Федерации не считается полностью обособленным от государственного управления, что противоречит положениям Конституции.
Органы муниципальной власти входят в сферу контроля со стороны органов государственного управления. Их деятельность также подлежит общественному контролю, наряду с государственным управлением.
Особенностью муниципального управления также является двойственный субъект управления, с одной стороны, включающий в себя население муниципального образования, с другой стороны, включающий в себя органы муниципального управления, которым местное сообщество в лице населения делегирует свои полномочия по управлению муниципальным образованием.