Понятие и сущность ротации кадров на государственной службе
Ротация кадров на государственной службе – это перемещение государственных служащих из одного органа государственной власти в другой или из одного структурного подразделения органа государственной власти в другое.
Ротация кадров на государственной службе выступает в качестве внутреннего кадрового резерва, она призвана решать проблемы кадрового обеспечения при отсутствии подходящих кандидатур на рынке труда.
В качестве основного принципа ротации кадров на государственной службе можно обозначить осуществление горизонтального перемещения государственного служащего с одной должности на другую, из одного структурного подразделения в другое.
Под ротацией кадров на государственной службе можно понимать перевод служащего временно или постоянно на другую должность в системе государственной службы.
Ротацию кадров в государственной службе следует отличать от карьерного роста. Карьерный рост подразумевает вертикальное перемещение государственных служащих в системе государственной службы. Ротация государственных служащих не подразумевает их перемещение в должностной иерархии, но подразумевает изменение спектра решаемых им задач в отличие от должностей, которые служащие занимали ранее.
Ротация кадров на государственной службе направлена на достижение следующих целей:
- обучение государственного служащего профессиям, смежным по своему содержанию, но различающихся по сути;
- осуществление проверки государственного служащего на предмет его гибкости и универсальности;
- обеспечение создания кадрового резерва на периоды временной нетрудоспособности или отпусков служащих;
- ознакомление государственных служащих с целями и задачами функционирования органов государственного управления в полном объеме;
- смена трудовой обстановки;
- закрытие вакансий за счет внутренних резервов;
- повышение универсальности и взаимозаменяемости государственных служащих.
Ротация кадров на государственной службе направлена в первую очередь на достижение следующей цели: обеспечение роста эффективности государственной службы и противодействие коррупции.
Обязательными условиями осуществления ротации государственных служащих в соответствии с действующим законодательством выступают следующие:
- во-первых, осуществление процедуры ротации допускается либо внутри органов государственного управления, либо между органами государственной власти;
- во-вторых, процедура ротации должна быть согласована решениями соответствующих органов государственной власти.
На осуществление процедуры ротации кадров на государственной службе налагаются следующие ограничения:
- во-первых, ротируемые должности могут быть замещены только в соответствии с условиями срочного трудового контракта, срок которого находится в пределах от 3 до 5 лет;
- во-вторых, за 3 месяца до истечения трудового контракта служащему предлагается заключение нового контракта на соответствующую должность государственной службы.
Преимущества и недостатки ротации кадров на государственной службе
Ротация кадров на государственной службе имеет определенные преимущества, как для руководства органов государственного управления, так и для государственных служащих. Первые в этом случае пополняют штат универсальных и взаимозаменяемых специалистов без его расширения, обеспечивают рост сплоченности коллектива, снижают текучесть кадров.
Государственные служащие расширяет свой опыт, замещая новые должности, получают возможность сравнения работы на различных должностях и перспективы продвижения своей карьеры.
Ротация кадров на государственной службе обладает следующими недостатками:
- во-первых, частая ротация требует определенной адаптации государственных служащих к трудовому процессу, что отрицательно влияет на динамику производительности труда;
- во-вторых, ротация требует осуществления расходов, направляемых на переобучение государственных служащих;
- в-третьих, ротация зачастую становится причиной конфликтов, обусловленных необоснованностью со стороны руководства перемещения государственного служащего по его мнению.
Особенности карьерного роста в системе государственной службы
Одним из принципов государственной службы является предоставление возможности карьерного роста государственным служащим. В качестве приоритетного направления формирования кадрового состава государственной службы выступает содействие карьерному росту государственных служащих.
Под карьерным ростом государственных служащих понимается движение государственного служащего по уровням иерархии в системе государственной службы.
Обеспечение карьерного роста государственных служащих базируется на следующих принципах:
- во-первых, непрерывность карьеры, которая подразумевает невозможность остановки государственного служащего при достижении определенной карьерной цели. Государственный служащий должен стремится к постоянному карьерному росту, допуская при этом его замедление или прерывание по обстоятельствам, не зависящим от него;
- во-вторых, осмысленность несения государственной службы. Все действия государственных служащих, направленные на карьерный рост, должны основываться на целесообразности, следовании определенным целям;
- в-третьих, соразмерность карьерного роста прилагаемым государственным служащим усилиям;
- в-четвертых, заметность, подразумевающая обеспечение возможности карьерного роста за счет значимости усилий государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей;
- в-пятых, маневренность, подразумевающая способность государственного служащего к проявлению гибкости при достижении карьерного роста, а не таранных усилий по продвижению по карьерной лестнице;
- в-шестых, экономичность, подразумевающая правильное распределение сил в процессе осуществления карьерного роста.