Межбюджетные трансферты – это специальные инструменты бюджетного регулирования, направленные на перераспределение бюджетных средств между уровнями бюджетной системы для финансового обеспечения возможности осуществления полномочий, возложенных законом на органы публичного управления регионального уровня.
Значение межбюджетных трансфертов в финансовом выравнивании субъектов РФ
Функционирование системы межбюджетных отношений направлено на установление баланса между полномочиями, которые возложены на органы публичного управления конкретного уровня, и теми финансовыми ресурсами, которые имеются в их распоряжении для осуществления таких полномочий. Практика бюджетной деятельности и бюджетного регулирования демонстрирует, что нередко органы публичного управления конкретного уровня не обладают достаточным объемом финансовых ресурсов для обеспечения тех расходов, которые влечет реализация возложенных на них властных полномочий. В связи с этим в системе бюджетного регулирования формируются и функционируют специальные инструменты, которые позволяют перераспределить финансовые ресурсы между различными уровнями бюджетной системы и внутри конкретного уровня бюджетной системы.
В практике бюджетного регулирования зарубежных стран сформировались различные модели финансового обеспечения возможности осуществления полномочий разными уровнями публичного управления в государстве. К числу основных таких бюджетных моделей относятся следующие:
- прямое разграничение финансовых доходов, поступающих в бюджеты федерального и регионального уровней;
- дополнение собственных финансовых ресурсов региональных территорий направлением финансовых ресурсов из вышестоящего уровня бюджетной системы;
- распределение доходов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы, в том числе посредством использования межбюджетных субсидий;
- расходы регионального бюджета на осуществление полномочий органами публичного управления регионального уровня обеспечиваются финансовыми ресурсами центрального бюджета.
В ряде стран применяется система бюджетного регулирования, предусматривающая прямое разграничение налоговых ресурсов бюджета между его уровнями. Большая же часть зарубежных стран использует систему бюджетного регулирования, которая предполагает распределение поступающих в бюджет финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы. Так, например, в Германии центральная власть обязана всем жителям страны предоставить равно благоприятную среду для проживания и развития. Здесь используются различные инструменты для перераспределения финансовых ресурсов, в том числе гранты, субсидии, формирование фондов, направление компенсаций и пр.
В российской бюджетной системе прямо определяется перечень финансовых ресурсов, которые в качестве доходов могут направляться в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, при этом предусматриваются инструменты перераспределения финансовых ресурсов налогового характера между региональными бюджетами.
Таким образом, институт межбюджетных трансфертов следует рассматривать как важнейший институт перераспределения финансовых ресурсов внутри бюджетной системы страны для обеспечения расходов на реализацию полномочий органов публичного управления соответствующего уровня и, как следствие, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения страны независимо от региона или муниципалитета, в котором такое население проживает.
Специфические особенности межбюджетных трансфертов в РФ
Российская система бюджетных отношений характеризуется централизацией финансовых ресурсов и аккумуляцией властных полномочий в центральных органах публичного управления, в связи с этим в отечественной практике широко применяются межбюджетные трансферты как инструмент выравнивания финансового положения субъектов РФ.
Эффективное перераспределение финансовых ресурсов для выравнивания финансового состояния регионов позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить прогрессивное социально-экономическое развитие региональных территорий;
- эффективно обеспечить достижение целей и задач политики публичного управления субъектами РФ;
- исполнить социальные обязательства Российского государства перед населением субъектов РФ;
- гарантировать доверие населения к системе публичного управления и политическую стабильность.
Однако для решения указанных задач важнейшее значение имеет при перераспределении финансовых ресурсов для выравнивания положения субъектов РФ соблюдение следующих принципов:
- перераспределение финансовых ресурсов должно осуществляться на основе полного и всестороннего исследования и учета специфических характеристик субъектов РФ в географическом, природно-климатическом, социально-экономическом, экологическом, инвестиционном и иных планах, выступающих объективными причинами неоднородности финансового состояния субъектов РФ;
- бюджетные трансферты должны направляться в субъекты РФ для выравнивания их финансового положения исходя из тех целей и задач, которые стоят перед субъектами РФ в долгосрочной и среднесрочной перспективах. Объем трансфертов должен определяется объективными потребностями исходя из научно-обоснованных критериев отнесения территорий к нуждающимся в финансировании;
- выравнивание финансового положения субъектов РФ должно быть необходимым следствием выравнивания их дохода в размере, соответствующем реализации полномочий публичного управления. Иными словами, для реализации одинаковых полномочий в субъекты должен направляться равный объем финансовых ресурсов;
- политика бюджетного выравнивания должна учитывать необходимость стимулировать органы публичного управления субъектов РФ к увеличению собственных доходов;
- основной целью функционирования системы бюджетных трансфертов для выравнивания финансового положения субъектов РФ должно являться обеспечение каждому человеку независимо от места проживания оптимальных условий жизнедеятельности и развития.