Роль массовых коммуникаций в организации выборов – это использование возможностей массовых коммуникаций при формировании органов власти.
Значение и взаимосвязь массовых коммуникаций и политических процессов
Современные политические отношения неразрывно связаны со средствами массовых коммуникаций. Массовые коммуникации требуются политикам для обеспечения функционирования политической системы и дают ей важнейший динамичный элемент в виде информационно-коммуникативной подсистемы.
Массовые коммуникации играют особую политическую роль, выступая значимым субъектом демократического процесса, приобретают значение в период организации и проведения выборов в органы власти. В условиях демократического общества массовые коммуникации особо актуальны при проведении выборов. Массовые коммуникации в этом случае выполняют разнообразные функции, выступая в качестве информационного канала для избирателей, средств предвыборной агитации и инструментов гражданского контроля.
Период организации выборов является испытанием как для населения, так и для массовых коммуникаций. В процесс организации выборов вовлечены все средства массовой информации, государственные, независимые и частные, в печатном и электронном виде. Все они участвуют в формировании общественного мнения. Массовые коммуникации активно используются при проведении предвыборной агитации.
Массовые коммуникации наделены идеологическими и техническими возможностями, которые позволяют их использовать для достижения различных политических целей:
- во-первых, осуществлять просвещение населения;
- во-вторых, развивать в гражданах чувство собственного достоинства;
- в-третьих, поддерживать в населении стремление к социальной справедливости и свободе;
- в-четвертых, обеспечивать компетентное участие граждан в политике;
- в-пятых, реализовать духовное обогащение личности.
При этом необходимо отметить, что массовые коммуникации позволяют достичь и диаметрально противоположных целей, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, духовное порабощение, запугивание населения;
- во-вторых, дезинформация населения;
- в-третьих, разжигание массовой ненависти;
- в-четвертых, внушение и поддержание недоверия и страха.
От того, на достижение каких целей ориентированы массовые коммуникации, во многом зависит будущее общества той или иной страны.
Двойственность роли массовых коммуникаций в организации выборов
Массовые коммуникации в организации выборов играют двоякую роль. С одной стороны, при организации выборов массовые коммуникации могут использоваться с целью оказания информационных услуг. С другой стороны, при вовлечении средств коммуникации в выборы они способны выступать в качестве самостоятельного института демократии.
Обе роли массовых коммуникаций находятся в неразрывной взаимосвязи: использование массовых коммуникаций в организации выбора предполагает вовлечение электронной и печатной прессы в политический процесс, как следствие, участие массовых коммуникаций в политическом процессе выступает результатом использования этих коммуникаций определенными политическими субъектами.
Роль массовых коммуникаций в организации выборов находится под влиянием множества факторов, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, национальные традиции;
- во-вторых, особенности исторического развития;
- в-третьих, структурированность гражданского общества;
- в-четвертых, доминирующие этические представления и ценности и так далее.
Коммуникации обеспечивают помощь населению в интегрировании в процесс создания органов государственной власти, обретения и реализации навыков открытой политической борьбы. Массовые коммуникации в организации выборов используются в различных формах, классифицируемых по субъектам и содержанию.
Влияние массовых коммуникаций на политику реализуется через воздействие на течение информационного процесса, позволяющее формировать общественное мнение определенным образом.
Информационный процесс включает в себя такие этапы как:
- получение информации;
- отбор информации;
- препарирование информации;
- комментирование информации;
- распространение информации.
Политические действия во многом зависят от того, как, в какой форме и какую информацию получают субъекты политического процесса. Наличие значимой информации обеспечивает ее владельцу определенную власть. Умение видеть отличия между важной и неважной информацией обеспечивает еще большую власть. Наличие возможности распространения важной информации в собственной интерпретации или ее умолчание возводит власть в максимальную степень.
Прерогативой такого обладания наделены именно массовые коммуникации. Они осуществляют отбор сведений, поставляемых информационными агентствами, сами получают и оформляют эти сведения, составляют к ним комментарии и обеспечивают их распространение. Как результат, массовые коммуникации выступают в качестве основного источника, обеспечивающего население необходимой информацией, формирующей возможность анализа происходящего, раскрытия и объяснения причин общественных изменений.
Необходимость использования этих возможностей массовой коммуникации обусловлена тем, что в рамках демократического общества все население должно быть вовлечено в политический процесс. При этом участие граждан в политической жизни требует информированности, понимания причин необходимости такого участия, анализа сложившейся обстановки и будущих возможностей.
Основные проблемы взаимодействия массовых коммуникаций и политики сводятся к тому, что зачастую средства массовой коммуникации используются в качестве средства манипулирования общественным мнением. Задача демократического общества состоит в том, чтобы обеспечить население пониманием того, что не вся информация, которую они слышат правдива, научить его анализировать эту информацию, выделять в ней важные и значимые моменты. Органы государственной власти должны пресекать попытки политиков и средств массовой коммуникации дезинформировать населения с целью получения политических выгод.