Сущность и значение коммуникаций в государственном управлении
В теории государственного теория управления существует взгляд, противопоставляющий коммуникации и само государственное управление. Согласно этой теории эффективность государственного управления предполагает воплощение такой его тактики, которая не подразумевает отвлечение на чужие мнения. Фактически данная теория обеспечивает основу для формирования тоталитарных режимов или деспотичных форм управления.
В демократическом государстве значение коммуникативных связей достаточно высоко. К проблеме изучения коммуникаций обращались ещё древние ученые. Так, по мнению Аристотеля, именно способность общаться является отличием человека от других недоразвитых существ и сверхчеловека. Как следствие, объект, не способный к общению, не является элементом государства. Исследования западных ученых показало, что процессы коммуникации могут занимать у человека до 70 процентов его времени, следовательно, невозможно отрицать влияние коммуникаций на его мотивацию. Исследования американских специалистов, в свою очередь, показывают, что успешность руководителя в условиях рыночной экономики только на 15 процентов обеспечивается его профессиональной компетенции и на 85 процентов его способностями к коммуникации.
Под коммуникациями понимается обмен информацией между индивидами или их группами посредством общепризнанной системы символов, как правило, языковых знаков.
Усложнение общественной деятельности, социальных институтов и организаций, рост объемов информации различного характера увеличивает значение в процессе государственного управления социальных коммуникаций. Настоящий период общественного развития можно обозначить как период информационной революции – время, когда информационная сфера переживает стремительные количественные и качественные преобразования, влияющие на все стороны человеческой жизнедеятельности. В связи с этим возрастает значимость социальных коммуникаций, направленных на обмен информацией. Лидерство в системе мировых государств приобретают те из них, которые обладают наиболее эффективными коммуникативными сетями и системами, используемыми ими в процессе государственного управления.
Система коммуникаций в государственном управлении оперирует следующими понятиями:
- во-первых, коммуникантами. Данный термин применяется для обозначения отправителя и получателя информации. В качестве коммуникантов могут выступать отдельные люди, общественные институты, система государственных органов. При этом такое понимание коммуниканта абстрактно, поскольку в конечном счете и отправителем, и получателем конкретного массива информации всегда является один человек;
- во-вторых, сообщениями, представляющими собой определенные тексты или высказывания, передающие конкретный набор данных.
Вступление в коммуникации государственных органов обусловлено необходимостью информирования, воздействия, убеждение субъекта коммуникации или необходимостью описании текущей обстановки. Цели коммуникации в государственном управлении обусловлены обслуживанием тех или иных потребностей общества таких как, выживание, сотрудничество, убеждение, осуществление власти и прочее. Коммуникация представляет собой важнейший объект управления, выступающий средством отображения происходящих в государстве событий. Осуществляя управление коммуникациями посредством воздействия на их компоненты, государство обеспечивает реализацию своих сильных сторон и нейтрализацию слабых.
Функциональная роль коммуникации в системе государственного управления
Коммуникации имеют существенное значение в функциональном смысле в системе государственного управления. К числу функций коммуникаций в системе государственного управления можно отнести следующие:
- во-первых, функция обеспечения обмена данными на высокоэффективным уровне между управляющими субъектами и управляемыми объектами;
- во-вторых, функция совершенствования отношений субъектов коммуникации на различных уровнях в процессе обмена данными;
- в-третьих, функция формирования каналов передачи информации между отдельными государственными служащими и их группами с целью координации их действий;
- в-четвертых, функция регулирования и рационализации потоков информации.
В специальной литературе существует альтернативная классификация функций коммуникации в государственном управлении. В соответствии с этой классификацией функции коммуникации включают в себя:
- во-первых, консервативную функцию, обеспечивающую сохранение статус-кво системы государственного управления, стабильность существующего государственного строя;
- во-вторых, координирующую функцию, обеспечивающую согласованность властных воздействий всех субъектов управления на управляемые объекты;
- в-третьих, интегрирующую функцию, осуществляющую государственную политику, учитывающую интересы всех элементов общества, обеспечивающую согласованность управленческих решений;
- в-четвертых, социализирующую функцию, обеспечивающую усвоение в процессе обмена информацией норм, традиций, ценностей государства, повышение политической компетентности населения.
Проблемы коммуникации в системе государственного управления
В любой системе взаимодействия существуют коммуникативные барьеры, под которыми понимают препятствия, создающие проблемы субъектам коммуникаций.
К числу коммуникативных барьеров в сфере государственного управления можно отнести следующие:
- различие уровней субъектов коммуникации;
- неадекватный выбор адресата коммуникации;
- отсутствие полноценной обратной связи между субъектами коммуникаций;
- перенасыщенность или недостаточность информации;
- отсутствие у субъекта коммуникации возможности понимания определенной информации.