Структура и функции системы оценочной деятельности в Российской Федерации
Оценочная деятельность - это совокупность решений, действий и мер, принимаемых и совершаемых оценщиками в целях установления в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости.
На данный момент общепризнано, что одной из составляющих процесса совершенствования экономической системы и построения государства на принципах верховенства права является развитие оценочной деятельности.
Значение оценочной деятельности обусловлено теми функциями, которые она выполняет в процессе своего осуществления:
- обеспечение информационной основы для принятия хозяйствующими субъектами управленческих решений;
- стимулирование структурной перестройки текущей экономической системы;
- формирование на рынках условий конкурентной среды;
- активизация инвестиционных процессов;
- обеспечение равноправного положения всех лиц, имущественные права и обязательства которых подвергаются справедливой оценке.
Качественными услугами по оценке стоимости в достаточном объеме должна обеспечить национальную экономику выстроенная и функционирующая система оценочной деятельности. Она представляет собой совокупность правовых и экономических отношений между отдельными элементами системы, которыми признаются:
- оценщики, то есть лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, регулируемой законодательством об оценочной деятельности;
- саморегулируемые организации оценщиков;
- потребители услуг по оценке;
- специалисты по оценке стоимости;
- организации, которые осуществляют информационное обеспечение оценочной деятельности;
- образовательные и научно-исследовательские организации в сфере оценки стоимости.
Основы государственного регулирования оценочной деятельности
Необходимость регулирования оценочной деятельности, прежде всего, определяется теми, целями, которые государство намерено достичь в этой сфере общественных отношений. В самом общем виде стратегическую цель Российской Федерации по развитию отечественной системы оценочной деятельности можно сформулировать как её доведение до состояния саморазвивающейся и адаптивной к внешним условиям системы, её полноценное включение в социально-экономические процессы государства. Достичь эту цель возможно, в первую очередь, за счёт создания в стране соответствующей нормативно-правовой базы и её постоянного совершенствования, актуализации.
К инструментам регулирования оценочной деятельности, благодаря использованию которых государственные органы решают тактические задачи, относятся лицензирование и стандартизация оценочной деятельности, определение требований к содержанию и порядку аттестации и профессиональной переподготовки специалистов по оценке, к страхованию гражданской ответственности оценщиков.
В Российской Федерации осуществление государственного регулирования оценочной деятельности базируется на ряде принципов, лежащих в основе политики государства в сфере оценки стоимости. Оценочная стоимость рассматривается только как самостоятельный вид предпринимательской деятельности (то есть её становление и развитие возможно только в условиях рыночных отношений) и научное направление, которое отличается собственными принципами исследования, терминологией и методологией.
Кроме того, принимая во внимание мировой опыт оценочной деятельности, необходимо создавать и развивать национальную систему оценки. Этому должно способствовать создание на всей территории нашей страны общего правового, информационного и методологического пространства, а также учёт прав, обязанностей и ответственности всех участников оценочного процесса, включая текущие потребности экономики.
Характеристика отечественной системы регулирования оценочной деятельности
Оценочную деятельность в России регулирует законодательство, и в первую очередь, принятый 29 июля 1998 года Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" N 135-ФЗ. На данный момент федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности является Министерство экономического развития.
В данной области общественных отношений полномочия и функции Минэкономразвития заключаются в следующем:
- разработка и утверждение федеральных стандартов оценки и соответствующих им методических указаний;
- осуществление надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, в том числе в форме ведения их единого реестра;
- ведение реестра квалификационных аттестатов.
Несмотря на наличие в стране регулирования оценочной деятельности, органы государственной власти ориентированы на обеспечение максимального саморегулирования рынка услуг по оценке стоимости. В связи с этим важную роль в регулировании оценочной деятельности в России играют саморегулируемые организации оценщиков.
СРО оценщиков занимаются разработкой собственных стандартов оценки, систем контроля качества осуществления оценочной деятельности, программ повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в области оценки. Ещё больше повысить эффективность их деятельности сможет делегирование им государством процедур аттестации специалистов, придание стандартам СРО общеобязательной силы, содействие развитию добровольной сертификации услуг оценщиков.