Реализация национального проекта «БКАД» - это действия по воплощению в жизнь национального проекта по обеспечению безопасных и качественных дорог в период с 2019 по 2030 годы.
Общая характеристика национального проекта «БКАД»
Одной из приоритетных задач государственного управления сферой транспорта и дорожного хозяйства является задача формирования комфортной, современной и надежной транспортной инфраструктуры. В качестве основного инструмента, обеспечивающего достижение стратегической цели развития этих отраслей, выступил национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Данный проект получил старт в 2019 году и выступил в качестве логичного продолжения совместной деятельности ведомств дорожного хозяйства федерального и регионального уровня. Предшественником данного национального проекта был другой национальный проект «Безопасные и качественные дороги», реализация которого осуществлялась в период с 2017 по 2018 год в более чем 30 регионах Российской Федерации. Национальный проект 2019 года обеспечил значительное расширение географии его реализации, к участию в проекте были привлечены более 80 субъектов Российской Федерации, исключение составили Санкт-Петербург и Москва.
Целевая направленность национального проекта «БКАД»
Данный национальный проект призван обеспечить достижение следующих целей:
- во-первых, увеличить удельный вес автомобильных дорог регионального уровня при условии соответствия требованиям нормативов в их общей протяженности до 60%;
- во-вторых, довести удельный вес автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, в крупнейшей городских агломерациях в их общей протяженности до 85 %;
- в-третьих, снизить смертность в результате происшествия дорожно-транспортного характера в 3,5 раза по сравнению с показателями 2017 года, то есть до уровня, который не превышает показателя 4 человек на 100000 населения. К моменту окончания реализации национального проекта показатель смертности необходимо снизить до нулевого уровня;
- в-четвертых, увеличить удельный вес контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, которые предусматривают применение наилучших и новых технологий, технологических решений и материалов до уровня 80 %;
- в-пятых, увеличить удельный вес контрактов на реализацию дорожной деятельности в рамках национального проекта, который предусматривает выполнение работ в соответствии с принципами контракта жизненного цикла, объединяющего в один контракт различные виды осуществления дорожных работ, до 70 %;
- в-шестых, увеличить удельный вес автомобильных дорог Министерства обороны России до 60 %.
Задачи национального проекта «БКАД»
Данные национальный проект предполагает решение следующих задач:
- во-первых, организация применения новых механизмов, обеспечивающих эксплуатацию и развитие дорожной сети, использование контрактов жизненного цикла, лучших материалов и технологий;
- во-вторых, достижение стопроцентного норматива зачисления налоговых доходов бюджетной системы регионального уровня от акцизов на горюче-смазочные материалы;
- в-третьих, создание и обеспечения функционирования общедоступной информационной системы, обеспечивающий контроль формирование и использования средств дорожных фондов различных уровней;
- в-четвертых, создание механизма экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог местного и регионального уровня;
- в-пятых, внедрение стандартов и новых технических требований по обустройству автомобильных дорог, включая применение цифровых технологий, устраняющих концентрацию дорожно-транспортных происшествий;
- в-шестых, внедрение технологий автоматизации и роботизации организации дорожного движения и осуществления контроля за следование правилам дорожного движения;
- в-седьмых, усиление ответственности водителей за допущенные нарушения правил дорожного движения, обеспечение роста требований к уровню профессиональной подготовки водителей.
Характеристика структуры национального проекта «БКАД»
Текущая структура данного национального проекта включает в себя реализацию следующих федеральных проектов:
- во-первых, проект, направленный на развитие местной и региональной дорожных сетей;
- во-вторых, проект, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения;
- в-третьих, проект, ориентированный на обеспечение модернизации пассажирского транспорта на территории городских агломераций;
- в-четвертых, проект, обеспечивающий применение общесистемных мер, направленных на развитие дорожного хозяйства;
- в-пятых, проект, ориентированный на развитие автомобильных дорог Министерства обороны Российской Федерации;
- в-шестых, проект, развивающий федеральные магистральные сети.
Текущие результаты реализации национального проекта «БКАД»
За годы реализации данного национального проекта удалось достичь следующих результатов:
- за 2019 год был осуществлен ремонт около 16000 км автомобильных дорог, был уложен асфальт на площади, превышающей 128 млн кв. м;
- более 7000 объектов дорожных сетей были приведены в нормативное состояние;
- в 2019 году было освоено 126 млрд руб., выделенных из федерального бюджета на реализацию национального проекта;
- было осуществлено создание и организации успешного функционирования реестра новых и наилучших технологий, технологических решений и материалов;
- в 2020 году более 7000 дорожных объектов были подвергнуты обработке;
- в 2020 году реконструировано и отремонтировано, а также построено около 16000 км дорожной сети;
- за 2020 год до нормативного состояния доведено 145 квадратных километров дорожного покрытия на территории городских агломераций;
- за 2020 год объем освоения финансовых средств в рамках национального проекта превысил 300 миллиардов рублей;
- в 2021 году работы были осуществлены почти на 6000 объектов;
- в 2021 году заасфальтировано около 130 млн квадратных километров дорог;
- в рамках национального проекта на федеральных трассах осуществлены дорожные мероприятия.