Развитие городского округа – это действия муниципальных органов власти и населения, обеспечивающие нормальное функционирование и устойчивое развитие территории округа в социально-экономическом плане.
Сущность городского округа как муниципального образования
Городской округ представляет собой разновидность муниципального образования, включающую в себя либо один, либо несколько населенных пунктов, имеющих общую территорию, в рамках которой осуществляется местное самоуправление.
Осуществления местного самоуправления на территории городского округа реализуется либо в непосредственной форме, либо через систему выборных и иных органов муниципального управления, которые по мере необходимости могут также реализовывать делегированные государственные полномочия. Статус городского округа определяется проживанием минимум 2/3 населения в городах или городских населенных пунктах.
Городские округа не входят в состав муниципальных районов.
Принятие решения о создании городских округов или лишении округа его статуса осуществляется на уровне законодательных органов региона. При этом необходимо получение согласия населения городского округа.
Статус городских округов также присваивается закрытым административно-территориальным образованиям и наукоградам.
С 2014 года в классификацию муниципальных образований добавилась разновидность городского округа, именуемая городским округом с городским делением. Таким округом впервые стал город Челябинск.
По данным Государственной службы статистики в 2021 году численность городских округов достигает показателя в 622 единицы по стране, что более чем на 100 единиц больше, чем в 2008 году.
Возможности развития городских округов
Городские округа в силу общности территории имеют усиленные возможности своего развития, обусловленные сокращением расходов на осуществление муниципального управления и содержание муниципальных органов власти в каждом отдельном поселении, а также использованием совокупных природных и иных ресурсов для удовлетворения потребностей всех поселений, входящих в состав городского округа на равных началах. Существование городских округов позволяет более эффективно развиваться малым городским поселениям за счет помощи более крупных поселений.
Городские округа выступают инструментом, обеспечивающим равномерность развитие поселений, входящих в состав округа.
Городские округа в процессе своего существования сталкиваются с многими проблемами, характерными для всех остальных муниципальных образований. В первую очередь к числу таких проблем можно отнести недостаточность собственных источников финансирования для развития городского округа. Российское законодательство в сфере бюджетной политики не обеспечивает финансовой самостоятельности городских округов наряду с другими муниципальными образованиями. Это ограничивает возможности властей городских округов по обеспечению собственных планов развития территории округа.
Одной из возможностей планомерного развития городских округов в социально-экономическом плане является существенная бюджетная трансформация, предусматривающая выделение дополнительных собственных источников финансирования для муниципальных образований. Однако необходимо отметить, что на текущий момент федеральные органы власти не готовы к такому решению проблемы. Поэтому действенным инструментом развития городских округов выступают различные государственные программы, предлагающие средства для развития определенных направлений жизнедеятельности городских округов. Эти программы не всегда в полной мере отвечает потребностям определенных городских округов, однако они позволяют получить средства, освоение которых способно существенно изменить будущее городского округа.
К числу проблем городских округов, тормозящих их развития, можно отнести высокий уровень изношенности городских коммуникаций, жилого фонда, недостаточность учреждений социальной сферы, в том числе образовательных, медицинских, культурных и так далее. Для решения этой проблемы городским округам нужны средства, которыми в силу вышеперечисленных причин они зачастую не обладают. В связи с этим муниципальным властям городских округов необходимо изыскивать собственные возможности пополнения муниципального бюджета. Одной из таких возможностей является обеспечение эффективного использования имущества городских округов, осуществляемого посредством сдачи этого имущества в аренду, его продажи, иных видов эксплуатации, способных приносить доход в муниципальный бюджет.
Также одной из причин, тормозящих равномерное развитие городского округа, является сосредоточенность муниципальных властей на развитии основного городского поселения при игнорировании потребностей более мелких поселений, входящих в состав городского округа. Не все представители власти способны в полной мере осознать необходимость равномерного распределения средств для обеспечения развития городского округа в целом. Решение этой проблемы состоит в привлечении населения городского округа к решению многих проблем развития его территории.
Развитие городского округа не всегда зависит только от его населения и муниципальных властей, периодически в это вмешиваются государственные преобразования, многие из которых выражены в изменении законодательства.
Перспективы развития городских округов в ближайшие годы
В 2019 году в российское законодательство был внедрен новый тип муниципального образования, названный муниципальным округом. Законодательство предусматривает переход до 1 января 2025 года в виде преобразования городских округов в муниципальные округа. Такие преобразования решено осуществить в отношении городских округов, не имеющих преимущественно городского населения, то есть удельный вес такого населения в этих округах не превышает 2/3 от общей численности населения. Также необходимо соблюдение требований относительно плотности населения городского округа, которая должна в 5 и более раз превышать значение средней плотности населения по стране.