Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации – это нормативно закрепленная система бюджетных правоотношений, опосредующих процессы разграничения и распределения налоговых и неналоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями бюджетной системы для эффективного обеспечения публичного управления и социально-экономического развития.
Понятие доходов бюджета
Доходы бюджетов бюджетной системы, являясь отражением социально-экономической обстановки и уровня благосостояния населения страны, одновременно определяют эффективность публичного управления, перспективы социального и экономического развития и пр. При этом бюджетное законодательство определение категории доходов бюджета не содержит, ограничиваясь лишь перечислением видов доходов бюджета соответствующего уровня и указанием на полномочия органов публичного управления по формированию доходной части бюджета соответствующего уровня.
Доходы бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней составляют базу функционирования финансовой и экономической систем страны, обеспечивая решение тех политических, социальных, экологических, экономических и иных проблем, для решения которых учреждается система публичного управления.
Бюджет – это организация и упорядочение тех финансовых потоков, которые циркулируют в сфере управления, экономической и социальной сферах для решения задач публичного управления.
Бюджетными доходами именуются те денежные ресурсы, которые поступают в бюджет (исключая те денежные ресурсы, которые привлекаются в бюджет для финансирования его дефицита). Доходные статьи бюджета демонстрируют источники привлечения денежных ресурсов – те социальные слои и те виды деятельности, которые определяют объем доходов и, соответственно, уровень благосостояния населения.
Основный ресурс доходной части бюджета всякого государства – это доход его населения. Так, бюджет любого уровня отечественной системы формируют в доходной части поступления от двух видов субъектов:
- денежные ресурсы, которые поступают от физического лица;
- денежные ресурсы, которые поступают от лиц, занимающихся предпринимательской или иной хозяйственной деятельностью.
Сегодня большую часть денежных ресурсов, привлекаемых в бюджеты бюджетной системы государства, составляют поступления от субъектов хозяйственной деятельности.
При этом необходимо отличать бюджетные доходы от государственных: приведенные категории соотносятся как часть и целое. Категория государственных доходов объединяет, помимо бюджетных, также доходы от функционирования государственных учреждений и предприятий.
Механизм разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Современная практика формирования бюджетов отечественной бюджетной системы демонстрирует, что значительную часть от налоговых поступлений в качестве доходов в бюджет составляют такие налоговые поступления, как:
- поступления от налога на добавленную стоимость (1):
- поступления от акцизных налогов (2);
- поступления от прибыли организаций (3);
- поступления от использования природных ресурсов, а именно добычи природных ископаемых (4).
Следуя положениям действующего бюджетного законодательства, первая категория названных поступлений в полном объеме переходит в доходы федерального бюджета, поступления второй категории переходят в размере двенадцати, пятидесяти или ста процентов (в зависимости от вида акцизного налогового поступления) в доходы федерального бюджета, поступления третьей категории переходят в доходы федерального бюджета в размере трех процентов, четвертой – в зависимости от конкретного вида налогового поступления.
Более половины налоговых поступлений в бюджет Федерации составляют поступления от налога на добавленную стоимость. Это почти половина доходной части бюджета Федерации. Поступления от добычи нефти и газа также выступает важнейшим источником формирования доходной части федерального бюджета, однако их доля в общем объеме доходов нестабильна и тесно связана с обстановкой на мировом рынке.
Денежные поступления, отчисляемые с доходов физических лиц, выступают основным ресурсом формирования бюджетов субъектов Федерации.
Формирование доходной части бюджетов муниципальных образований происходит неоднородно – в зависимости от сложности организации самого муниципального образования. Так, нормативы зачисления налоговых поступления, исчисляемых от дохода физического лица, неодинаковы для разных типов организации муниципалитетов.
Специальное налоговое законодательство обозначает лишь ориентиры установления и взимания налогов органами публичного управления субъекта Федерации и органами публичного управления муниципалитета. Отсутствие исчерпывающего федерального правового регулирования полномочий по установлению и взиманию налоговых платежей справедливо критикуется в науке.
Неналоговые денежные поступления, отнесенные к категории доходов бюджета Федерации, в большей части зачисляются в бюджет Федерации. Так, в частности, в бюджет Федерации в полном объеме поступают денежные средства, вносимые в качестве платы за пользование природными ресурсами, уплаты штрафов и др.
Сегодня в качестве основной проблемы организации бюджетной системы страны механизм разграничения и распределения доходов между бюджетами должен решить задачу обеспечения органов публичного управления местного уровня средствами для осуществления полномочий по вопросам, имеющим значение для местного сообщества. Так, например, одна из мер, направленных на решение указанной проблемы, которая применяется сегодня, – это замена дотационной поддержки повышением норматива зачисления в местный бюджет поступлений от доходов физических лиц.