Предыстория развития и современное состояние государственной власти в России
Государственная власть в России – это способ управления российским обществом, реализация которого обусловлена наличием специального аппарата принуждения, то есть силы власти.
Для советского государства, распавшегося и трансформировавшегося в целую совокупность государств, была характерна определенная историческая ограниченность, свойственная тоталитарным режимам государственного управления. После Великой Октябрьской социалистической революции советское государство взяло курс на обеспечение полной подчиненности гражданского общества власти государства. Государство выступило в качестве тормоза, причины деформации и искажения совокупности общественных отношений, существовавших в стране. В итоге все общественные механизмы прошли процедуру огосударствления. Насаждение порядка осуществлялось посредством репрессивного государственного аппарата, в основе которого находились идеологические постулаты, зачастую оторванные от реальной жизни. Для государственного управления был характерен чрезмерно высокий уровень централизации, который снижал оперативность реагирования на происходящие события, способность принятия правильных решений.
Девяностые годы XX века стали переломными для российской государственности. Россия после распада СССР стремилась к построению федеративного демократического государства. В июне 1991 года была принята Декларация, провозгласившая государственный суверенитет России. В следующем году было осуществлено принятие Федерального договора. В настоящее время Россия в соответствии с применяемым способом организации власти в государстве является президентской республикой.
Тип государственного устройства позволяет обозначить Россию как федеративное государство, включающее в свой состав республики, области, края, города федерального значения, автономные округа и области. Всего в состав России входит 89 субъектов, выступающих в качестве равноправных членов федерации. Такой порядок существования российского государства закреплен в российской Конституции 1993 года.
Существовавший в советское время классовый подход к государственному управлению и социальным явлениям сменился процессом построения демократического государства, основанного на таких ценностях, как гуманизм, демократия, права гражданина и человека, патриотизм, обеспечение социальной справедливости, гражданственность.
В настоящее время суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию страны, в государстве провозглашена верховенство Конституции и федерального законодательства на всей территории, субъекты федерации наделены равными правами, Россия стремится к сохранению государственной целостности и единства государственной власти.
В основе государственного управления Россией находится ряд принципов, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, полноправность всех субъектов федерации независимо от таких их характеристик как размеры, численность населения, экономический потенциал;
- во-вторых, добровольная передача субъектами федерации федеральному центру четко определенного и ограниченного объема полномочий.
Цель существования России как федерации заключается в обеспечении эффективного функционирования и социально-экономического развития всех субъектов страны.
Перспективы развития государственной власти в России
В качестве важнейшего условия, обеспечивающего укрепление и развитие российской государственности, выступает наличие согласия со стороны национально-гражданских и политических сил во взглядах на решение вопросов социально-экономического и культурного развития государства. Значимой тенденцией развития российской государственной власти является необходимость укрепления и сохранения демократического строя.
Стабильное функционирование российского общества, основанного на демократических принципах, требует не формального введения атрибутов демократии (политического плюрализма, свободы выборов, разделения властей, многочисленности политических организаций и прочего), а реального формирования системы управления страной, в которой решающая роль возлагается на население. Только такой подход к организации государственной власти позволяет наложить ограничения на всевластия бюрократического аппарата государства и обеспечить его подчинение демократическому и подконтрольному гражданам механизму народовластия.
Легитимность и массовая поддержка российским обществом системы политической власти может быть обеспечена только законностью ее формирования, учетом государственно-национальных интересов и прав. В этом случае власть получит возможность и способности решения важнейших проблем, реализации принципа справедливости, демонстрации силы, способной обеспечить защиту населения страны.
Упрочение демократической власти в Российской Федерации требует принятия следующих мер:
- во-первых, формирование прочного экономического фундамента, основанного на многообразии различных форм собственности;
- во-вторых, обеспечение формирования новой государственности, которая базируется на приоритетности права;
- в-третьих, обеспечение реальности плюрализма в обществе;
- в-четвертых, обеспечение стабилизации общества, основанной на гражданском мире и конституционных гарантиях.
В настоящее время российская государственная власть столкнулась с дефицитом доверия и ростом оппозиционных настроений в стране. При этом государственный лидер все еще сохраняет свою популярность в массах и может рассчитывать на поддержку населения в критической ситуации.
Оппозицией высказываются требования о необходимости проведения честных и открытых выборов, недопустимости узурпации власти. Однако протесты носят разобщенный и несколько символический характер, не представляя собой реальной силы.