История становления и развития системы государственного управления в РФ – это определенные этапы формирования и дальнейшего существования системы публичной власти российского государства, определяемые спецификой его исторического развития, национального сознания и иных факторов.
Особенности становления и развития государственного управления в российском государстве
В основе исторического развития общества находятся определенные сословия, классы или какие-либо иные группы людей, вступающие в конкурентные отношения.
Для российского государства характерно многовековое повсеместное и постоянные подавление конкуренции в системе общественных отношений. Разные периоды истории развития российского общества характеризуются различными методами и механизмами реализации общественных отношений, при этом единая задача сводилась к препятствованию развитию конкуренции хозяйствующих структур. С этой целью использовались механизмы административного, экономического, социального характера, обеспечивающие подавление конкурентной борьбы. Как результат, конкуренция не сыграла существенной роли в социально-экономическом развитии российской государственности.
Для отдельных видов и сфер деятельности даже в таких условиях существовала возможность конкурентной борьбы. Однако ее развитию препятствовали следующие факторы:
- во-первых, формирование этой борьбы в условиях закрепленных стереотипов поведения и менталитета;
- во-вторых, способствующие конкуренции элементы никогда не преобладали в экономической и политической жизнедеятельности общества;
- в-третьих, на пути развития конкуренции находились антинконкурентные процессы и явления.
Советский период российской государственности вообще характеризовался отсутствием конкурентных отношений.
Государственная власть в этих условиях отличалась неспособностью учитывать интересы населения, его политические и социальные запросы. Элитарность отдельных социальных групп способствовала отчуждению населения от государственной власти, что обеспечивало благоприятные условия для революционных потрясений государственной системы. Для межреволюционных периодов существования государства было характерно отсутствие гражданской и экономической активности, отказ граждан от участия в жизни общества.
Теоретико-методологические исследования становления и развития государственного управления в Российской Федерации строятся на дискуссиях относительно соотношения частных и государственных интересов, демократии и самодержавия, роли государственной власти в российском обществе. Начало этой дискуссии было положено во времена правления Ивана Грозного, а возвращение к ней осуществляется специалистами регулярно.
Особенности современной системы государственного управления в Российской Федерации
Современная система государственного управления Российской Федерации отличается сравнительно недолгим существованием, обусловленным сменой политического и экономического строя страны. Экономическую основу государственного управления современной России должна составить рыночная экономика, которая длительное время отвергалась советской государственной властью. В связи с этим механизмы функционирования рыночной экономики все еще находятся в стадии формирования.
Обособление исполнительной ветви государственной власти в российском государстве реализуется с XVII века. Фактически историю российского государственного управления можно отсчитывать от реформ Петра Великого, который осуществил формирование единого централизованного государства. В то время особая значимость придавалась централизации государственного управления, отказу от боярского местничества, стремлению к оптимизации управления на местах.
Постпетровский период характеризовался противоречивым развитием, обусловленным отменой крепостного права и укреплением дворянства. Это обеспечило развитие капитализма внутри феодализма.
Наличие сословных противоречий, нежелание государственной власти следовать потребностям населения стали причиной революции и возникновения советского государства, основы которого составила плановая экономика. Этот период существования российского государства можно охарактеризовать как последовательный, системный и максимально эффективной с точки зрения экономики, находящейся под воздействием различных потрясений, к числу которых следует отнести и Вторую мировую войну.
Становление современного российского государства осуществлялось по западному пути, на основе заимствования рыночного опыта развития государства. Первоначальные преобразования носили хаотичный и непродуманный характер, в результате чего страна столкнулась с кризисом российской государственности и экономическим спадом.
Государственная власть стремилась к разрушению ранее сформированных основ, не имея достаточного представления о том, что хотела бы получить по результатам своих преобразований. Некоторое время современное российское государство провело в состоянии полного развала народного хозяйства, разграбления национального богатства, обнищания населения.
Развитие российского государства осуществлялось методом проб и ошибок, попытками сформировать новое экономическое мышление, обеспечить условия для создания экономического базиса государственного управления.
Проведение планомерного курса развития государственной власти обеспечило определенный экономический рост и стабилизацию экономиико-политических отношений. Однако недовольство западных стран внешней политикой России, введение антироссийских санкций и иные попытки давления на власть привели к очередному кризису российской государственности, экономическому спаду, социальной напряженности.