Отбор и прием на государственную и муниципальную службу – это действия по подбору государственных и муниципальных служащих, осуществляемые на профессиональной основе.
Порядок осуществления профессионального отбора на государственную и муниципальную службу
Профессиональный отбор на государственную и муниципальную службу – это система мероприятий, осуществляемая субъектами отбора, призванная обеспечить формированием такого состава государственных и муниципальных служащих, характеристики которого в количественном и качественном смысле отвечают целям и задачам государственного и муниципального управления.
Национальный отбор государственных и муниципальных служащих призван обеспечивать реализацию следующих социальных функций:
- во-первых, селекция государственных и муниципальных структур, призванная обеспечить привлечение к системе государственной и муниципальной службы кандидатов, отвечающих требованиям к подготовке и опыту государственных и муниципальных служащих, а также к государственным и муниципальным должностям;
- во-вторых, защитная функция, обеспечивающая вовлечение в систему государственной и муниципальной службы только профессионалов и отсечение от нее людей, не обладающих необходимыми профессиональными качествами, а также неспособных обрести их в будущем.
Таким образом, отбор государственных и муниципальных служащих требует применения разнообразных методов оценки профессиональной направленности и профессиональной пригодности личности.
Профессиональный отбор на государственную и муниципальную службу строится на основании ряда принципов, к числу которых можно отнести:
Базовые принципы, составляющие основные конституционные положения, которые определяют правовой статус личности в обществе. При отборе государственных и муниципальных служащих представитель нанимателя обязаны оперировать конституционными положениями. В противном случае их можно будет обвинить в ущемлении конституционных прав граждан. К числу базовых принципов отбора государственных и муниципальных служащих можно отнести:
- принцип гарантии равенства свобод и прав гражданина и человека вне зависимости от таких характеристик как пол, национальность, раса, язык, происхождение, должностное и имущественное положение, местожительство, отношения к религии и иные убеждения и так далее;
- принцип запрета ограничений любой формы в отношении гражданских прав в соответствии с признаками расовой, социальной, языковой, национальной, религиозной принадлежности;
- принцип равенства свобод и прав, а также возможностей для лиц мужского и женского пола;
- принцип наличия у граждан Российской Федерации права на участие в управлении делами государства и муниципального образования, как в непосредственной форме, так и через систему представителей;
- принцип равенства прав на свободу выражения своих способностей к труду, выбора рода деятельности и профессии;
- принцип равенства доступа граждан России к государственной службе;
Специальные принципы отбора. К числу таких принципов относятся:
- принцип компетентности и профессионализма, устанавливающий требования к осуществлению профессионального отбора государственных и муниципальных служащих на должности. Профессионализм подразумевает овладение человеком профессиональными умениями, знаниями и навыками на высоком уровне. Компетентность отражает степень проявления имеющегося у человека профессионального опыта в рамках определенной должности;
- принцип независимости, подразумевающий отсутствие к отбираемым государственным и муниципальным служащим таких требований как совокупность социальных отношений, в рамках которых они существуют, их ценностных ориентиров, пристрастий политического, религиозного, корпоративного и иного характера.
Особенности приема на государственную и муниципальную службу
Прием государственного и муниципального служащего на службу осуществляется в соответствии со служебным или трудовым контрактом. В определенных случаях для осуществления приема необходимо провести конкурс, суть которого состоит в оценке профессионализма претендентов и их соответствия требованиям замещаемой должности.
Проведение конкурса не осуществляется:
- при замещении должностей государственной службы категории «руководители» и «помощники», которым установлен определенный срок полномочий, при заключении срочных служебных контрактов, назначении на должность руководителя в системе государственной и муниципальной службы, осуществляемого Президентом или Правительством России;
- при назначении на должность лица, состоящего в кадровом резерве, формирование которого осуществлялось на основе конкурса;
- при назначении на младшие должности государственной и муниципальной службы.
Правом приема на государственную и муниципальную службу обладает руководитель органа государственного и муниципального управления, на которого возлагаются обязанности представителя нанимателя.
При приеме гражданина на государственную и муниципальную службу составляется приказ руководителя органа государственного или муниципального управления. Назначение на должность государственного и муниципального служащего оформляется постановлением, указом или приказом.
Для граждан, которые впервые принимаются на государственную или муниципальную должность, а также государственных и муниципальных служащих, переведенных на иные государственные должности, предусматривается испытательный срок продолжительностью от 3 месяцев до 1 года.
Государственная и муниципальная служба – это особый вид деятельности, предъявляющий высокие требования к процессу отбора специалистов на должности государственной и муниципальной службы, организации их приема. Государственные и муниципальные служащие должны осознавать значимость своей работы, понимать свой долг перед населением России, нести ответственность за осуществляемые действия.