Контроль УФМС за миграционными потоками – это реализуемая в рамках миграционной политики специальная деятельность УФМС, опосредующая систему целей, задач, принципов и мероприятий надзора за законностью пребывания и проживания на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за законностью реализации указанными лицами трудовой функции на территории страны.
Задачи контроля УФМС за миграционными процессами
Контроль УФМС за миграционными процессами призван решать следующие задачи миграционной политики страны:
- обеспечивать внешнюю безопасность, прежде всего противодействие терроризму;
- обеспечивать внутреннюю безопасность, то есть предотвращать риски возникновения социальных конфликтов внутри государства;
- обеспечивать экономическую безопасность в части законного привлечения к трудовой деятельности мигрантов;
- формирование условий для благоприятной адаптации мигрантов к духовной, культурной и социальной жизни в стране;
- обеспечение законной реализации института гражданства и др.
Содержание контроля УФМС за миграционными процессами
ФМС и территориальные подразделения УФМС при содействии подразделений МВД и его территориальных органов реализуют контрольно-надзорные мероприятия в отношении миграционных процессов, в том числе процессов:
- пребывания лиц с иностранным гражданством или лиц без гражданства в Россию;
- проживания лиц с иностранным гражданством и лиц без гражданства на территории России;
- осуществление трудовой функции лицами с иностранным гражданством или лицами без гражданства.
Осуществляя контрольные мероприятия в указанной сфере, УФМС проводит проверку следующих обстоятельств:
- законности прибытия на российскую территорию лица с иностранным гражданством, выезда с российской территории, соблюдения режима пребывания или проживания на российской территории, соблюдения правил миграционного учета или транзитного проезда;
- соответствия действий нанимателя собственника жилья, стороны, принимающей лиц с иностранным гражданством, правилам постановки таких лиц на учет по месту пребывания, регистрации по месту жительства, в том числе проверка представляемых сведений о лицах иностранного гражданства, подлежащих миграционному учету и документов их постановки на учет по месту жительства или пребывания;
- соблюдения требований законодательства в отношении субъектов хозяйственной деятельности, а также исполнения обязанностей российских граждан, возникающих в связи с приглашением лиц без гражданства на территорию России;
- соблюдение требований к реализации трудовых функций на территории России лиц с иностранным гражданством;
- соблюдение субъектами хозяйствования правил привлечения к трудовой деятельности лиц с иностранным гражданством и др.
Характеристика проблемных аспектов при контроле УФМС за миграционными потоками
Основная проблема реализации миграционной политики и соответственно осуществления контрольных мероприятий УФМС за миграционными потоками связана со значительным объемом нелегальной миграции. Названная ситуация обостряется состоянием на отечественном рынке труда: с увеличением пенсионного возраста, несмотря на выгоды бизнеса при привлечении мигрантов к трудовой деятельности, необходимо переориентировать рынок труда на национальные ресурсы, поскольку увеличение российского трудоспособного населения обостряет проблему предоставления такому населению рабочих мест.
Так, практика функционирования УФМС демонстрирует, что количество прибывающих трудовых мигрантов, значительно превышает установленные региональными территориями квоты на выдачу разрешений на осуществление трудовой функции. Поэтому мигранты, прибывающие на территорию региона, всеми доступными средствами пытаются трудоустроиться, не имея законного разрешения. При этом при въезде на территорию страны такие мигранты указывают в качестве цели своего прибытия частный визит.
Кроме того, отдельного проблему реализации контрольных мероприятий в отношении миграционных процессов со стороны УФМС составляет нежелание владельцев жилых помещений, предоставляемых мигрантам на основании договоров найма надлежащим образом оформлять отношения по найму, поскольку у владельцев недвижимости в таком случае возникает необходимость уплаты налогов от извлеченной из найма жилого помещения прибыли.
На сегодняшний момент свыше половины въезжающих на территорию страны иностранных граждан пребывает в стране незаконно. При этом подлинной целью визита является реализация трудовой деятельности для обеспечения собственных нужд, нужд семьи, которая чаще всего проживает за рубежом.
Важно подчеркнуть, что нередко иностранные граждане не способны надлежащим образом самостоятельно обеспечить защиту собственных прав, и работодатели предоставляют необходимую для миграционного учета документацию только в отношении некоторых привлекаемых к трудовой деятельности мигрантов.
Здесь необходимо отметить, что оформление надлежащим образом документов в отношении мигрантов, привлекаемых к реализации трудовой функции, требует от работодателя привлечения значительных временных, организационных и финансовых ресурсов. Это актуализирует еще одну проблему в сфере миграционной политики – отсутствие эффективных инструментов адаптации прибывающих мигрантов, их включения в правую, культурную, социальную среду общества.
Для оптимизации регулирования миграционных отношений необходимо привлечь в процесс адаптации некоммерческие организации, которые формировали бы специальную систему инструментов адаптации.
Действующая практика контроля УФМС в отношении миграционных процессов позволяет констатировать, что эффективных инструментов противодействия правонарушениям в сфере миграционного учета, в том числе при реализации трудовой деятельности иностранными гражданами, законодательством не предусмотрено.
Для того чтобы преодолеть указанные проблемные аспекты необходимо:
- дифференцированно регулировать миграционные процессы исходя из квалификации рабочей силы, то есть профессии и специальности мигрантов;
- осуществлять расселение мигрантов на территории государства исходя из действительных социально-экономических потребностей региональных территорий;
- создание эффективной системы адаптации мигрантов.