Финансирование бюджетных организаций – это система урегулированных специальным законодательством финансовых, организационных и иных мероприятий по обеспечению некоммерческих организаций, собственником которых выступает государство или муниципалитет, финансовыми ресурсами для реализации возложенных на них государственных функций и задач.
Общая характеристика процедуры финансирования бюджетных организаций
Организация государственной и общественной жизни на демократических началах, становление гражданского общества, правового государства, свободного рынка предопределило перестройку и бюджетного процесса в стране.
Качественные преобразования в бюджетной сфере начались еще с 2003 г. При этом в преобразовании бюджетной сферы в качестве главной цели прослеживалось отделение ресурсов бюджета от конкретной бюджетной организации и привязка таких ресурсов к тем государственным или муниципальным услугам, которые бюджетная организация в соответствии с возложенными на нее задачами реализует.
Современным законодательством бюджетная организация рассматривается как юридическое лицо, учрежденное Федерацией, регионом или муниципалитетом для оказания соответствующей услуги или выполнения соответствующей работы для обеспечения осуществления целей и полномочий, которые законодательством возложены на органы публичного управления государственного или местного уровней в области науки, здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты и пр.
Указанное определение в сравнении с применявшимся ранее, закрепленным в бюджетном законодательстве определением бюджетной организации позволяет говорить об исключении бюджетной организации из бюджетного процесса. Фактически бюджетная организация перестает быть участником бюджетного процесса, получателем бюджетных ресурсов. Кроме того, доходы бюджетной организации перестают рассматриваться в качестве бюджетных доходов.
В условиях современного рынка бюджетная организация для того, чтобы восполнить дефицит финансовых ресурсов, направляемых из бюджета, должна изыскивать иные источники привлечения денежных средств. Доходы, которые бюджетная организация извлекает от собственной предпринимательской деятельности, выступают дополнительным ресурсом финансирования ее обязательств. Как демонстрирует практика функционирования бюджетных организаций на современном этапе, более половины от объема финансирования составляют доходы, извлекаемые организациями из предпринимательской деятельности.
При этом важно подчеркнуть, что система финансирования бюджетной организации по-прежнему сохраняет отдельные черты, присущие советской организации хозяйствования, в частности, это касается процессов нормирования и планирования деятельности организации.
Сегодня государство все больше стремится выходить из тех сфер, где его присутствие не является необходимым: государственная услуга и муниципальная услуга может предоставляться организациями, собственниками которых не выступает муниципалитет или государство. Иными словами, отдельные государственные и муниципальные функции, если это целесообразно, могут предоставляться частными субъектами – негосударственными и немуниципальными организациями.
Указанным предопределяется деление организаций, реализующие государственные и муниципальные функции, на два основных типа:
- это организации, которые имеют фактическую возможность функционировать в условиях рынка;
- это организации, которые фактически лишены возможности осуществлять свою деятельность в рыночных условиях.
В свою очередь, можно выделить следующие виды бюджетных организаций:
- бюджетные организации, которые получили право самостоятельно распоряжаться ресурсами, полученными по итогам собственной предпринимательской внебюджетной деятельности. В отношении таких организаций государство и муниципалитет снимает с себя обязанность гарантийного финансирования. К таким бюджетным организациям относятся бюджетное учреждение и автономное учреждение;
- бюджетные организации, которые не предоставлено право распоряжаться собственными ресурсами, полученными от внебюджетной деятельности.
Характеристика основных проблем финансирования бюджетных организаций
Проводимая в государстве реформа в отношении бюджетного сектора позволяет выделить следующие проблемы финансирования бюджетных организаций:
- сегодня бюджетные организации нередко имеют финансовые обязательства, которые превышают объем бюджетного финансирования, что, в свою очередь, формирует кредиторскую задолженность, ответственен по которой бюджет;
- расчет бюджетного финансирования не соотносится с прогнозом или оценкой объема будущих внебюджетных доходов;
- процесс принятия решений в отношении распоряжения внебюджетными финансовыми средствами не подлежит регламентации, а это, в свою очередь, может стать причиной неэффективного использования доходов от предпринимательской деятельности и даже злоупотреблений;
- нередко бюджетными организациями направленные из бюджета средства используются не оптимально, нерационально и не увязываются с необходимым социально полезным эффектом и др.
Для преодоления названных проблемы финансирования бюджетных организаций необходимо реализовать следующие мероприятия:
- бюджетное финансирование должно быть строго связано с теми целями и задачами социально полезного воздействия на важнейшие сферы общественных отношений, для реализации которых функционируют бюджетные организации;
- перестройка бюджетного финансирования организаций посредством внедрения таких принципов, как финансирование под государственный или муниципальный социальный заказ, распределение бюджетных ресурсов между организациями на основе конкурсов, отказ от сметного предоставления бюджетных средств и пр.
Сегодня государством и муниципалитетом ресурсы бюджета направляются на финансирование государственного или муниципального заказа, а также на специальные цели. При этом объемы финансирования определяются по специальным рекомендациям расчета нормативных затрат: такими рекомендациями не учитывается специфика привлечения частных субъектов к реализации государственных и муниципальных услуг.