Государственные и муниципальные решения – это инструменты преодоления управленческой проблемы в конкретной сфере общественной жизни, реализуемые уполномоченными субъектами (должностными лицами, органами государственного и муниципального управления) в рамках компетенции в строгом соответствии с законом и предполагающие выявление управленческой проблемы, исследование ее как объекта управления, выработку по результатам исследования методов и мероприятий преодоления проблемы и непосредственное ее преодоление.
Значение государственных и муниципальных решений
Государственное и муниципальное управление – это специальная властная деятельность уполномоченных субъектов, направленная на преодоление управленческой проблемы посредством регулирования общественных отношений.
Публичное управление в демократическом правовом государстве должно реализовываться с соблюдением требований законности, соответственно, процедуры подготовки, разработки, утверждения и исполнения государственных и муниципальных решений требуют обязательной нормативной регламентации и соблюдения такой регламентации ответственными субъектами при утверждении и исполнении государственных и муниципальных решений.
Эффективность государственных и муниципальных решений, утверждаемых и реализуемых ответственными субъектами – должностными лицами и органами государственной и муниципальной власти – определяет эффективность достижения целей и решения задач публичного управления в конкретные периоды на конкретной территории в конкретной отрасли публичного управления.
Таким образом, государственные и муниципальные решения можно рассматривать как инструменты обеспечения и реализации управленческой деятельности, используемые должностными лицами и органами публичного управления в рамках своей компетенции в соответствии с целями и задачами публичного управления для разрешения управленческих проблем.
Порядок принятия государственных и муниципальных решений
Принятие управленческих решений представляет собой систему действий, реализуемых уполномоченными субъектами, направленными на поиск наиболее эффективных инструментов преодоления управленческой проблемы.
Как всякая целенаправленная деятельность, деятельность по принятию государственных и муниципальных решений может быть условно разделена на следующие этапы.
Этап подготовки принятия государственных и муниципальных решений.
Данный этап характеризуется определением действий, которые способны обеспечить выработку наиболее эффективного решения управленческой проблемы. Он начинается с выявления проблемы, то есть с исследования объекта управления, который составляет компетенцию соответствующего должностного лица или органа власти.
Иными словами, инициирует процесс принятия государственного или муниципального решениям выявление управленческой проблемы по результатам исследования общественных отношений, входящих в сферу ведения должностного лица или органа публичного управления. Такое исследование завершается постановкой проблемы, что предопределяет приоритетные направления, содержания и перечень последующих действий должностного лица или органа государственного и муниципального управления.
Кроме того, на этапе подготовки управленческого решения происходит определение ресурсной базы преодоления управленческой проблемы, подбора ответственных участников, выбор параметров оценки эффективности;
Этап выработки государственного и муниципального решения.
Если первая стадия процесса направлена на информационное обеспечение управленческого решения, то на стадии разработки по результатам исследования объекта управления подбираются соответствующие ресурсы, инструменты и мероприятия преодоления проблемы и утверждаются целевые показатели, позволяющие оценить эффективность преодоления проблемы. Кроме того, определяются сроки для преодоления проблемы, назначаются ответственные за реализацию решения субъекты, а также контрольные процедуры эффективности реализации решения и ответственность, реализующих решение субъектов. Названный этап предполагает увязку имеющихся ресурсов с предполагаемыми сроками преодоления проблемы и конкретными инструментами и мероприятиями ее преодоления. Фактически этап завершается утверждением избранного варианта решения проблемы посредством соблюдения нормативно регламентированной процедуры такого утверждения.
Характеристика исполнения государственных и муниципальных решений
В теории управления традиционно эффективность исполнения государственного или муниципального решения связывается с эффективностью разработки такого решения. Не отрицая важности эффективной разработки государственного или муниципального решения, необходимо учитывать, что на исполнение решения могут повлиять непредвиденные факторы внутренней и внешней среды, потому на эффективность исполнения государственного и муниципального решения должна также обеспечиваться оперативностью корректировки такого решения в случае неэффективной реализации отдельных этапов или мероприятий.
Процесс исполнения государственных или муниципальных решений представляет собой целенаправленную деятельность ответственных субъектов, реализующих предусмотренные решением мероприятия с использованием запланированного перечня и объема ресурсов для достижения в предусмотренные сроки социально полезных результатов в соответствии с запланированными параметрами.
Эффективное исполнение государственных и муниципальных решений требует перманентного контроля их исполнения. Здесь важно отметить, что значение имеет не только ведомственный контроль или контроль специальных органов, но и общественный контроль, то есть контроль со стороны населения, который позволяет наиболее объективно оценить социально полезные результаты, в том числе обеспечение прав личности в конкретной сфере, и внести соответствующие корректировки в управленческие процессы.