Разграничение государственной собственности – это законодательно регламентированная процедура распределения имущества между федеральной, региональной и муниципальной собственностью, в том числе распределения неразграниченной собственности и распределения собственности ввиду перераспределения публично-правовых полномочий, а также распределения имущества, составляющего муниципальную собственность между муниципалитетами.
Понятие и содержание разграничения государственной собственности
Разграничение государственной собственности – это законодательно регламентированный механизм распределения неразграниченной собственности между Федерацией, регионами и муниципальными образованиями, а также механизм перераспределения разграниченной собственности в связи с перераспределением полномочий между уровнями публичного управления.
Итак, содержание института разграничения государственной собственности составляют следующие процессы:
Распределение собственности между публично-правовыми образованиями – Федерацией, региональными территориями и местными сообществами, которые, в свою очередь, включают следующие разновидности процессов разграничения:
- распределение неразграниченной собственности;
- распределение собственности Федерации, регионов, местных сообществ, которое реализуется ввиду перераспределения властных правомочий между уровнями публичного управления;
Распределение муниципального имущества между местными сообществами.
Правовое регулирование принципов и механизмов разграничения государственной собственности
Процессы распределения государственной собственности между уровнями публичного управлением получили нормативную регламентацию. Так, в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ 1991 г. распределение государственной собственности осуществляется исходя из целевого распределения имущества между уровнями публичного управления посредством формирования соответствующих списков объектов, которые необходимы органам власти соответствующего уровня для обеспечения собственного функционирования и решения функций и задач публичного управления, входящих в их компетенцию.
Правовой основой принципов и механизма перераспределения собственности между уровнями публичного управления в связи с перераспределением властных полномочий между такими уровнями осуществляется в соответствии с положениями специального федерального законодательства, устанавливающего общие принципы организации органов власти регионального и муниципального уровней.
Характеристика принципов и механизма разграничения государственной собственности
На сегодняшний момент в качестве основного принципа распределения государственной собственности сохраняется принцип целевого назначения имущества.
Механизмы разграничения государственной собственности представляет собой распределение имущества между уровнями публичного управления на основе следующих принципов:
Нормативно устанавливается перечень имущества, которое относится исключительно к собственности Федерации. Это имущество, представляющее собой:
- национальные богатства, в том числе особые природные объекты, ресурсы континентального шельфа, территориальные воды, исторические и культурные объекты и пр.;
- имущество, обеспечивающее функционирование органов публичного управления федерального уровня. Примером такого имущества выступает государственная казна, имущество, которое используется вооруженными силами и пр.
- имущество, которое используется для оборонного производства;
- имущество, которое является стратегически важным для обеспечения функционирования отечественной экономики и отдельных ее отраслей.
Нормативное закрепление получают объекты, которые, находясь в федеральной собственности, могут быть переданы в региональную собственность. В качестве примеров такого имущества можно назвать:
- промышленные предприятия атомной, энергетической, рыболовной и иных отраслей отечественной экономики;
- культурные, спортивные, санаторно-курортные учреждения, учреждения образования и здравоохранения и пр.
Нормативно регламентируется список имущества, которое относится к собственности местных сообществ:
- фонды жилой и нежилой недвижимости, которая находится в управлении местного исполнительного органа, в том числе в ведении муниципальных предприятий и организаций;
- объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также предприятия, созданные для строительства и ремонта объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры;
- объекты инженерной муниципальной инфраструктуры, в том числе объекты благоустройства, общественного транспорта, и предприятия, которые обеспечивают обслуживание, эксплуатацию и ремонт указанных объектов инфраструктуры и др.
Названные объекты передаются из состава государственной собственности в состав муниципальной, когда они находятся на территории местных сообществ.
В состав муниципальной собственности, кроме того передаются объекты, которые располагаются на территории муниципальных образований, и относятся к региональной собственности. В число таких объектов входят торговые предприятия, предприятия общественного питания, производственно-технические комплексы, обеспечивающие бытовое обслуживание местного населения, объекты здравоохранения, образования, культурные объекты и др.
Итак, в соответствии с указанным механизмом разграничения государственной собственности объекты исключительной федеральной собственности и объекты федеральной собственности, которые могут быть переданы в региональную собственность, составляют федеральную собственность. Отдельные объекты из числа тех, которые входят в федеральную собственность и могут передаваться в региональную, передаются в региональную собственность для наиболее эффективной реализации публичных полномочий.
Объекты, которые нормативно включены в состав муниципальной собственности, независимо от того на чьем балансе такие объекты находились, передаются в муниципальную собственность.
Объекты федеральной собственности, которые не содержатся в нормативно регламентированных списках, передаются в региональную собственность по предложениям региональных органов власти.